Курсовая работа. Система гласных фонем русского языка. 16103

Описание

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические представления о фонеме как фонетическом   средстве русского языка

1.1. Содержание понятия о фонеме

1.2. Дифференциальные и интегральные признаки фонем

Выводы к первой главе

Глава 2. Система гласных фонем русского языка

2.1. Особенности гласных фонем русского языка

2.2. Представление о гласных фонемах с точки зрения московской и петербургской школ

Выводы по второй главе

Заключение

Список используемой литературы

20 стр.

Фрагмент

Введение

Изучение русского языка начинается с изучения букв и звуков. Звуки составляют звуковую оболочку слов, без их произнесения и восприятия невозможно организовать звуковую оболочку. Однако с другой стороны в речевом общении крайне важно различать слова среди других слов, сходных по смыслу. Для этой цели в русском языке существует ряд фонетических средств, которые служат для передачи и различения слов, их форм, словосочетаний и предложений. Благодаря таким средствам язык сформировал словарный запас. Одним из таких фонетических средств является фонема.

Актуальность данного исследования заключается в том, что фонема, будучи минимальной единицей звукового строя языка, играет важную роль в различии слов, и, как следствии, в пополнении словарного состава языка.

Изучение фонем русского языка позволяет понять звуковой состав слова в разных позиционных вариантах.

Цель исследования изучить систему гласных фонем русского языка.

Объект исследования – гласные фонему русского языка.

Предмет исследования – составное разнообразие гласных фонем русского языка.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия о фонеме;

2. Описать особенности и функции фонемы как фонетического средства русского языка;

3. Рассмотреть признаки, присущие фонеме как фонетическому средству;

4. Проанализировать гласные фонему и принципы их классификации;

5. Описать состав гласных фонем с позиции двух фонетических школ.

Проблема исследования состоит в том, что выполнение фонемой своей функции – различения слов, зависит от множества факторов, определяющим из которых является положение в слове. Поэтому исследование данной темы является крайне важной задачей для лучшего понимания фонетической системы русского языка.

Гипотеза исследования заключается в том, что наличие определённых признаков, присущих только гласным фонемам, определяют их важную смыслоразличительную функцию. Без гласных фонем невозможно образование слов, а, следовательно, не возможно и сама речь.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе:

  • Было рассмотрено содержание понятия фонеме на основе различных взглядов учёных;
  • описаны основные особенности и функции фонем русского языка на основе оппозиционных взглядов двух фонологических школ;
  • рассмотрено составное разнообразие гласных фонем русского языка на основе двух фонологических школ русского языка.

Базой при написании работы послужил анализ большого количества лингвистической информации в области фонетической системы русского языка. Изучены научные труды многих учёных, работы которых позволили рассматривать гласные фонемы как одни из основных фонетических средств русского языка.

Определяющий вклад в изучении фонем русского языка внесли многие учёные, такие как И. А. Бодуэн де Куртенэ, который ввёл понятие фонемы в русский язык. Первое экспериментально-фонетическое исследование системы русского вокализма принадлежит главе и основателю Ленинградской фонетической школы Л. В. Щербе . Московская фонетика связана в первую очередь с именами А.А. Реформатского , Р.И. Аванесова , П.С. Кузнецова , В.Н. Сидорова.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация представляет собой системный анализ всей имеющейся литературы по теме исследования.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что описанные особенности гласных фонем и их составное разнообразие позволяет лучше понять фонетическую систему русского языка и может быть полезна в качестве дополнительной литературы при обучении специальности для студентов факультетов «Филология», «Лингвистика», «Педагогика».

Методами данной курсовой работы являются: общенаучные – сбор и анализ научный литературы по теме исследования, обобщение полученной информации в виде глав работы и построение выводов на основе полученной информации.

Структура курсовой работы состоит из ведения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка используемой литературы.

В работе было использовано 21 литературный источник, в том числе общенаучной, научно-популярной, методической и справочной литературы.

Работа представлена на 20 листах машинописного текста.

В работе использовались следующие общенаучные сокращения:

  • МФШ – Московская фонологическая школа;
  • ЛФШ – Ленинградская фонологическая школа.

Литература

  1. Альмухамедова Р. И., Киров Е. Ф. Три теории фонемы /И. А. Бодуэна де Куртенэ // Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. — с. 36-39;
  2. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка / Р. И. Аванесов. — М., 1956. — 239 с.;
  3. Багичева Н.В. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Н. В. Багичева. — М.: Флинта, 201.1;
  4. Бодуэн де Куртенэ. Опыт теории фонетических альтернаций // Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. М.,1963;
  5. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: учебник / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. — М.: Флинта, 2011;
  6. Бондарко Л. В.. Фонетика современного русского языка: учебное пособие / Л. В. Бондарко. — С-Пб., Изд-во С-Пб. ун-та, 1998;
  7. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2002. — 528 с.
  8. Виноградов. В.В. Русский язык / В. В. Виноградов. — М.:, 2007.-207 с.;
  9. Григорьева Т. М. Три века русской орфографии (XVIII-XX вв.) /Т. М. Григорьева. — М., 2004;
  10. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика / Л. Л. Касаткин. — 2-е изд., испр. — М., 2008;
  11. Новикова Л. А. Синтаксис. Пунктуация: Учебник/ Под ред. Л. А. Новикова. –– 3-е изд. — СПб.: Лань, 2001;
  12. Осипов Б.И. Краткий курс русской фонетики / Б. И. Осипов. — ОмГУ, Омск, 1999;
  13. Панов М. В.. Современный русский язык. Фонетика / М. В. Панов. — М.,: Высшая школа, 1979;
  14. Панов М.В. Позиционная морфология русского языка / М.В. Панов. – М.: Наука: Школа «Языки русской культуры», 1999. – 275 с.;
  15. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформаторский. — М.: Аспект Пресс, 2008.-536 с.;
  16. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов-филологов заочного обучения / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. — М.: Высшая школа, 1991. — 559 с.;
  17. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка / Я. Н. Скрипник, Т. М. Смоленская. – М., 2010;
  18. Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика / Н. Н. Соловьева. — М.: Мир и Образование, 2011;
  19. Хромов С. С. Теоретическая фонетика. Учебно-практическое пособие /С. С. Хромов. — М.: Евразийский открытый институт, 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/93234/ (Дата обращения 09.05.2020);
  20. Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Н.М. Шанский [и др.]; под ред. Н.М. Шанского. — Л.: Просвещение, 1981. — 584 с.;
  21. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении / Л. В. Щерба.- Л.,1983

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 720

Задать вопрос

Задать вопрос