Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические представления о фонеме как фонетическом средстве русского языка
1.1. Содержание понятия о фонеме
1.2. Дифференциальные и интегральные признаки фонем
Выводы к первой главе
Глава 2. Система гласных фонем русского языка
2.1. Особенности гласных фонем русского языка
2.2. Представление о гласных фонемах с точки зрения московской и петербургской школ
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
20 стр.
Фрагмент
Введение
Изучение русского языка начинается с изучения букв и звуков. Звуки составляют звуковую оболочку слов, без их произнесения и восприятия невозможно организовать звуковую оболочку. Однако с другой стороны в речевом общении крайне важно различать слова среди других слов, сходных по смыслу. Для этой цели в русском языке существует ряд фонетических средств, которые служат для передачи и различения слов, их форм, словосочетаний и предложений. Благодаря таким средствам язык сформировал словарный запас. Одним из таких фонетических средств является фонема.
Актуальность данного исследования заключается в том, что фонема, будучи минимальной единицей звукового строя языка, играет важную роль в различии слов, и, как следствии, в пополнении словарного состава языка.
Изучение фонем русского языка позволяет понять звуковой состав слова в разных позиционных вариантах.
Цель исследования изучить систему гласных фонем русского языка.
Объект исследования – гласные фонему русского языка.
Предмет исследования – составное разнообразие гласных фонем русского языка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия о фонеме;
2. Описать особенности и функции фонемы как фонетического средства русского языка;
3. Рассмотреть признаки, присущие фонеме как фонетическому средству;
4. Проанализировать гласные фонему и принципы их классификации;
5. Описать состав гласных фонем с позиции двух фонетических школ.
Проблема исследования состоит в том, что выполнение фонемой своей функции – различения слов, зависит от множества факторов, определяющим из которых является положение в слове. Поэтому исследование данной темы является крайне важной задачей для лучшего понимания фонетической системы русского языка.
Гипотеза исследования заключается в том, что наличие определённых признаков, присущих только гласным фонемам, определяют их важную смыслоразличительную функцию. Без гласных фонем невозможно образование слов, а, следовательно, не возможно и сама речь.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе:
- Было рассмотрено содержание понятия фонеме на основе различных взглядов учёных;
- описаны основные особенности и функции фонем русского языка на основе оппозиционных взглядов двух фонологических школ;
- рассмотрено составное разнообразие гласных фонем русского языка на основе двух фонологических школ русского языка.
Базой при написании работы послужил анализ большого количества лингвистической информации в области фонетической системы русского языка. Изучены научные труды многих учёных, работы которых позволили рассматривать гласные фонемы как одни из основных фонетических средств русского языка.
Определяющий вклад в изучении фонем русского языка внесли многие учёные, такие как И. А. Бодуэн де Куртенэ, который ввёл понятие фонемы в русский язык. Первое экспериментально-фонетическое исследование системы русского вокализма принадлежит главе и основателю Ленинградской фонетической школы Л. В. Щербе . Московская фонетика связана в первую очередь с именами А.А. Реформатского , Р.И. Аванесова , П.С. Кузнецова , В.Н. Сидорова.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация представляет собой системный анализ всей имеющейся литературы по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что описанные особенности гласных фонем и их составное разнообразие позволяет лучше понять фонетическую систему русского языка и может быть полезна в качестве дополнительной литературы при обучении специальности для студентов факультетов «Филология», «Лингвистика», «Педагогика».
Методами данной курсовой работы являются: общенаучные – сбор и анализ научный литературы по теме исследования, обобщение полученной информации в виде глав работы и построение выводов на основе полученной информации.
Структура курсовой работы состоит из ведения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В работе было использовано 21 литературный источник, в том числе общенаучной, научно-популярной, методической и справочной литературы.
Работа представлена на 20 листах машинописного текста.
В работе использовались следующие общенаучные сокращения:
- МФШ – Московская фонологическая школа;
- ЛФШ – Ленинградская фонологическая школа.