Описание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНОГО КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ
1.1 Исследование толерантности в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Профессионально важные качества педагога в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.3 Изучение педагогической толерантности учителя
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ВАЖНОГО КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов и их обсуждение
2.3 Рекомендации по развитию педагогической толерантности учителя
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
31 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Выпуская квалификационная работа посвящена изучению психологического содержания педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя школы. Актуальность данной проблемы имеет практическое значение, так как идет речь о воспитание и обучении подрастающего поколения. Принятие ребенка таким, какой он есть, а также умение понимать его родителей – это необходимым условием успешности педагогической деятельности.Одна из наиболее актуальных и сложных проблем в современной науке – это проблема толерантности.
Толерантность в сфере профессиональной деятельности педагога выступают как проявление принятия, небезразличия и терпения. Культуры общения – одна из самых острых проблем в школе, да и в обществе в целом.
В деятельности учителя много разного рода ситуаций, связанных с повышенным эмоциональным реагированием. Это связано с тем, то работа учителя трудная и сложная. Причин высокого эмоционального напряжения обусловлены субъективными и объективными факторами. К объективным факторам можно отнести: высокая ответственность за исполняемые функции; нагруженность рабочего дня; трудный и сложный контингент; большое количество учащихся в классе; социальные условия. К субъективным факторам относятся: индивидуальные свойства нервной системы; уровень чувствительности к профессиональным трудностям; мотивация к профессиональной деятельности; опыт и стаж работы.
Неоспорим тот факт, что субъективные и объективные факторы влияют на становление педагога-профессионала. Толерантность необходимое качество педагога. Терпимость в отношениях с родителями воспитанников считается самым трудным для педагога вопросом. В последние годы родители становятся все более требовательными к школе. Между учителями и родителями возникают ситуации столкновения авторитетов, установок и мнений о школе и детях.
Многие отечественные исследователи рассматривают толерантность важным профессиональным качеством: А.Г.Асмолов, С.Л.Борисенко, И.В. Данилов, Д.В.Зиновьев, Д.А.Леонтьев, О.А.Кравцова, Е.Ю.Лукина и др.
Одна из самых значимых сфер в жизни ребенка является его общение со взрослыми, прежде всего я родителями и педагогами. Часто взгляды родителей и учителей сближаются, родители перестают видеть своих детей, а учителя учеников, и ребенок начинает получать искаженную информацию из сети интернета, газет, телевизора, но только не из реального живого общения.
Толерантность как качество личности формируется в ходе социализации человека в течение всей жизни. Мудрость педагога–это способность все понять.Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет учителю быть профессионалом своего дело. Мудрость приходит с опытом, соответственно педагогическая толерантность напрямую зависит от стажа работы педагога.
Таким образом, толерантность педагога имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как необходимость, и как норма социального действия всех субъектов образовательного пространства.
Цель исследования: изучить психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально-важного качества учителя.
Объект исследования – педагогическая толерантность.
Предмет исследования –педагогическая толерантность учителя и ее психологическое содержание.
Гипотеза исследования: Существуют различия в педагогической толерантности учителя в зависимости от стажа работы, в частности,наблюдается повышение толерантного поведения у педагогов со стажем работ от 20 до 40 лет.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию особенностей педагогической толерантности в отечественной и зарубежной психологии; рассмотреть развитие педагогической толерантности в процессе деятельности учителя.
2. Провести эмпирическое исследование педагогической толерантности педагогов со стажем работы от 18 до 40 лет.
3. Выявить взаимосвязь педагогической толерантности от стажа работы и личностных качеств учителя.
4. Разработать методические рекомендации по развитию педагогической толерантности учителя.
Методологическую основу исследования составили следующие научные положения и концепции: философско-этические положения концепции толерантности;основные положения психологической теории толерантности; принципы психологии и педагогики ненасилия;принципы психологии и педагогики сотрудничества.
База и методы исследования:
В исследовании участвовали 16 учителей общеобразовательной школы при Посольстве России в Швеции.Они были разделены на 3 группы: 1 группа – педагоги стаж работы 18-20 лет (2 человека), 2 группа – педагоги стаж работы 21-30 лет (7 человек), 3 группа – педагоги стаж работы более 31 года (6 человек).
В ходе работы были применены следующие методики исследования:
1) определение суммарного показателя толерантности Д.В. Зиновьева;
2) определение коммуникативной толерантности В. В. Бойко;
3) факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла.
Этапы исследования.
На первых этапах своей работы я использовала методики выявления педагогической толерантности. Например, методика по определению суммарного показателя толерантности Д.В. Зиновьева. Опросник состоит из 30 вопросов, на которые испытуемый дает либо положительны, либо отрицательный ответ. Обработка проводила в соответствии с ключом. В результате определила суммарный показатель толерантности по исследуемым группами по каждым шкалам в отдельности: уважение, доброта, эмпатия.
На втором этапе я изучила коммуникативную толерантность, для этого я использовала методику В.В. Бойко. В этой методике выделяется 9 признаков
коммуникативной интолерантности, по каждому из них высчитывается сумма баллов (максимально возможная сумма 15 баллов).
Толерантное отношение может быть связано со степенью уравновешенностью, раздражительностью,эмоциональной устойчивостью, тревожностью и другими причинами. Для выявления данных причин, на третьем этапе, я использовала опросник Р.Б.Кэттелла. В этом опроснике содержащий 187 вопросов.
Эмпирические данные математически были обработаны.
Практическая значимость работы.
Материалы, которые будут получены во время исследования, могут быть использованы для составления методических рекомендаций педагогам по формированию толерантного отношения. Результаты исследования могут быть использованы для чтения курсов лекций учителям и педагогам-психологам в рамках курсов повышения квалификации.