Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Содержание понятия культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игровых обучающихся ситуации в формировании культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе…
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
2.2 Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
96 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. В современной педагогической науке основное внимание уделяется лингвистическому воспитанию детей (А.Г. Арушанова, Ф.А. Сохин, О. Ушакова, Т. М. Юртайкина и др.). Ребенок овладевает словарным запасом этикета и «достигает» части социального языкового опыта людей, осваивая культурные и языковые стандарты, которые характеризуют культурную среду, в которой он расположен.
Формирование языковой поведенческой культуры у детей дошкольного возраста определяется их особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, успешной адаптацией к новым социально-культурным приоритетам и насущными потребностями современного общества, а также их педагогической значимостью на современном этапе развития российского общества. Проблемой изучения культуры речевого поведения у детей занимались такие ученые, как А.А. Акишина Б.В. Бушелева Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов Н.И. Формановская и другие. Они рассматривали культуру речевого поведения — не только как систему словесных единиц, но и как формулы хорошего звука, которые передают комфорт в общении и помогают установить дружеские отношения.
В современном мире наблюдается тенденция, когда учителей и родителей все чаще предупреждают о том, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении со взрослыми и сверстниками и часто грубо нарушают элементарные стандарты поведения. В основном это выражается в несоблюдении определенных общепринятых кодексов поведения, неспособности координировать свои действия, надлежащим образом реагировать на комментарии и выражать свои пожелания и требования. Поэтому в рамках отечественного образования особое внимание уделяется созданию поведенческой культуры для детей дошкольного возраста и культуре общения со взрослыми и сверстниками в качестве ключевого компонента.
Учитывая особенности возрастной категории, целесообразно использовать естественную потребность дошкольника в игре и желание играть. Игра включена в целостный образовательный процесс и служит инструментом обучения и подготовки.
Современная педагогическая наука выделяет специальную область — игровое образование, которое рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Акцент на игре (игровые занятия, игровые формы, приемы) является наиболее важным способом вовлечения детей в школьную работу, чтобы эмоционально реагировать на образовательные воздействия.
Возникает противоречие между необходимостью формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием игровых обучающихся ситуаций.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования культуры речевого поведения у старших дошкольников.
Предметом исследования являются игровые обучающие ситуации как средство формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной
проверке возможности использования игровых обучающих ситуации в процессе формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры речевого поведения будет осуществляться эффективно при целенаправленном использования игровых обучающих ситуаций, обеспечивающих практику речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие культуры речевого поведения дошкольников.
2. Выявить особенности формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретической основой исследования стали: теория развития детской речи(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, Ф.А.Сохина, А.М.Бородич и др.);теория формирования культуры речевого общения(О.И. Даниленко, З.К. Тарланов, Н.И. Формановская и др. ); теория деятельности детей дошкольного возраста (Р.Н. Жуковская, Т.И. Гризик, П.Г. Саморукова и др.); теория развивающего обучения (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.); концепция коммуникативного подхода к обучению (И.А. Зимняя, А.А. Мурашов и др.); идея использования игровых обучающихся ситуации в формировании личности ребенка (Э. Берн, Е.В. Титова, Й. Хейзинг, С.А. Шмаков и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть полезны воспитателями и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад» №229 г. Ижевска УР.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 64 наименований. Материал изложен на 87 страницах, содержит 4 таблицы, 2 рисунка.