Описание
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания дисциплин экономического цикла
1.1. Реализация компетентностного подхода в современных условиях профессионального образования
1.2. Определение понятия профессиональной компетенции в психолого-педагогическом знании
1.3. Способы формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания дисциплин экономического цикла
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Место и роль дисциплины «Экономика организации» в подготовке выпускников по специальности «Прикладная информатика (по отраслям )
2.1. Общая характеристика направления подготовки по специальности «Прикладная информатика (по отраслям )
2.2. Общекультурные и профессиональные компетенции выпускников специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» в соответствии с ФГОС
ВО нового поколения
2.3 Анализ рабочей программы по дисциплине «Экономика организации»
для студентов СПО
Выводы по 2 главе
49 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность исследования
Концепцией российского образования поставлена главная задача системы профессионального обучения – подготовка высокопрофессионального, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к постоянному творческому росту и самообразованию, ответственного за уровень своих компетенций.
Компетенции – это цельные характеристики, которые отражают наличие навыков разрешать профессиональные проблемы. Список обязательных компетенций для абитуриентов разных направлений подготовки определён государственным стандартом.
Актуальность поиска передовых теоретико-методологических основ непрерывного формирования профессиональных компетенций в профессиональных учебных заведениях подтверждается и анализом психолого-педагогических источников литературы. Образовательный процесс требуется преобразовывать таким образом, чтобы сохранить его фундаментальность и при этом усилить практическую нацеленность.
Профессиональная подготовка будущих специалистов обеспечивает освоение современных способов деятельности, опирающихся на обобщённые навыки законов природы и их использование в решении экономических задач. Но без обретения практических способностей и умений обучение различным профессиям не может признаваться качественным и успешным. Таким образом, нужен новый подход, ориентированный на приобретение знаний, умений и способностей конкретной, практической деятельности. Безусловно, что для построения модели формирования профессиональной компетенции наиболее целесообразным является компетентностный подход, который представляет собой ориентацию на такие аспекты образования, как обучаемость, самовыражение, развитие личной индивидуальности.
Обществу нужны специалисты, готовые к самостоятельному включению в производственные процессы, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, но и от дополнительных качеств, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность», более соответствующие требованиям, предъявляемым в реальных условиях работодателями.
Таким образом, формирование востребованных современным рынком труда профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования является актуальной образовательной задачей, что подтверждается тем, что именно компетентностный подход заложен сегодня в основу нового федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС).
Анализ научного состояния проблемы, требований федерального государственного стандарта третьего поколения и работодателей, изучение учебно-воспитательного процесса и практики работы учреждений среднего профессионального образования позволил выявить ряд противоречий между:
• необходимостью формирования профессиональных компетенций, отражённых в федеральном государственном стандарте третьего поколения в системе среднего профессионального образования, требованиями работодателей и ограниченными возможностями традиционной модели обучения студентов колледжа в реализации компетентностного подхода;
• необходимостью содержательно-технологического обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций и недостаточностью его научно-теоретического обоснования;
• реально назревшей потребностью реализации компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования и отсутствием целостной модели их формирования.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и содержательно-технологического обеспечения организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций студентов колледжа.
Данные аспекты дали возможность обозначить проблему исследования, которая состоит в необходимости теоретического обоснования и содержательно-технологического обеспечения организации учебного процесса, ориентированного на формирование профессиональных компетенций студентов СПО.
Объект исследования- профессиональные компетенции студентов колледжа.
Предмет исследования- процесс формирования профессиональных компетенций студентов колледжа.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование профессиональных компетенций у студентов колледжа для разработки методических рекомендаций преподавателю по их формированию на занятиях по экономическим дисциплинам.
Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у студентов образовательного колледжа будет эффективным, если: теоретически обосновано и реализовано в практике учебно-воспитательного процесса формирование профессиональных компетенций студентов образовательного колледжа на основе компетентностного подхода.
Задачи исследования:
раскрыть теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания дисциплин экономического цикла;
определить место и роль дисциплины «Экономика организации» в подготовке выпускников по специальности «Прикладная информатика (по отраслям)»;
провести опытно-экспериментальное исследование формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания дисциплин экономического цикла;
разработать и провести занятия (или методические рекомендации для преподавателя) по дисциплинам экономического цикла направленные на формирование профессиональных компетенций.
Теоретико–методологическая база исследования:
— теория формирования компетенций обоснована в работах Андреева, В.И. [5], Батышева С.Я.[7], Башковой С.А. [8], Белотеловой, Л.Н. [9],Вербицкого, А.А., [10], Винтер Е.И., [11], Вульфова, Б.З. [12],Збаровской Н. В. [13], Демина В.А. [14], Долговой Е.В.[15], Некрасовой Г.Н.[18] и др.;
— реализация компетентностного подхода в современных условиях профессионального образования отражена в работах Демина В.А., Вербицкого, А.А., Челышкова М.Б., Селевко, Г.К., Никифоровой, Е.И.
Разработки и идеи, содержащиеся в данных трудах, имеют несомненную ценность для решения задач подготовки профессионала в СПО.
Но, если теоретические основы формирования компетенций проработаны достаточно полно, то учебно-воспитательный процесс, нацеленный на формирование профессиональных компетенций, требует содержательно-технологического обоснования.
Методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование, моделирование учебных и производственных ситуаций, статистическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс».
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР включает: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Введение содержит: актуальность исследования, проблему, противоречия, цель, гипотезу, задачи, объект, предмет исследования, теоретико-методологическую базу исследования.
Первая глава ВКР посвящена теоретико-методологическим основам формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания дисциплин экономического цикла.
Вторая глава ВКР раскрывает место и роль дисциплины «Экономика организации» в подготовке выпускников по специальности «Прикладная информатика (по отраслям)».
Третья глава ВКР содержит опытно-экспериментальное обоснование формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания дисциплин экономического цикла.
Заключение включает необходимые выводы и предложения по теме исследования ВКР.