Уважаемый студент!

Стоимость данной работы составляет 1000 руб. Если Вас устраивает цена, Вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом:

Если же Вы не нашли нужную для Вас работу, мы готовы выполнить ее на заказ быстро и качественно! Вам нужно будет всего лишь заполнить форму заказа.

Всегда рады помочь!


Теоретические вопросы

1. Актуальность проблемы экологического образования дошкольников. Взаимосвязь понятий «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое развитие». Отношение к природе в структуре экологической культуры личности.

2. Цель и задачи экологического образования дошкольников. Результат экологического образования детей, его основные показатели.

3. Характеристика содержания вариативных программ экологического образования дошкольников. Принципы отбора содержания.

4. Педагогические технологии экологического образования дошкольников.

5. Формы работы с детьми по экологическому образованию.

6. Наблюдение как познавательно-исследовательская и экологически ориентированная деятельность дошкольника.

7. Наблюдение как метод экологического образования. Педагогические требования к организации наблюдений дошкольников.

8. Организация кратковременных и длительных наблюдений за изменением и развитием объектов природы.

9. Педагогические условия экспериментирования (поисковой деятельности) для решения задач экологического образования дошкольников.

10. Моделирование как практический метод экологического образования дошкольников.

11. Игровые методы экологического образования дошкольников.

12. Детская художественная литература и ее роль в экологическом развитии дошкольников.

13. Предметно-развивающая среда как условие экологического развития дошкольников.

14. Педагогическая диагностика и ее роль в совершенствовании образовательного процесса экологического развития дошкольников.

15. Планирование работы по экологическому образованию дошкольников.

16. Формы и методы обобщения знаний детей о природе: обобщающее занятие, игра, наблюдение.

17. Своеобразие труда детей в природе как экологически ориентированной деятельности.

18. Содержание труда детей в природе и методика руководства.

19. Природоведческие игры разного вида в решении задач экологического образования дошкольников: виды, условия организации, место в системе экологической работы.

20. Экологические праздники и развлечения как средство обогащения эмоционального опыта отношения ребенка к природе.

21. Педагогические требования к организации уголка природы как элемента экологически развивающей среды детского сада.

22. Интегрированные формы работы с детьми по экологическому образованию дошкольников с участием родителей.

23. Авторские технологии экологического образования детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. по выбору студента).

24. Показатели готовности педагога к осуществлению экологического образования дошкольников.

 

Практические задания

1. Практическое задание. Составить календарный план (на 2 недели) эколого-развивающей работы с детьми одной из возрастных групп (по выбору) с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

2. Практическое задание. Составить 5 вариантов тем для наблюдения на прогулке с детьми 3-5 лет. Составьте план наблюдения по одной теме: объект, задачи, методические приемы.

3. Практическое задание. Составить 5 вариантов тем для наблюдения на прогулке с детьми 5-7 лет. Составьте план наблюдения по одной теме: объект, задачи, методические приемы.

4. Практическое задание. Составьте план наблюдения с детьми 3-5 лет на прогулке: объект, задачи, условия, методические приемы с обоснованием их направленности на поддержание познавательного интереса.

5. Практическое задание. Составьте план наблюдения с детьми 5-7 лет на прогулке: объект, задачи, условия, методические приемы с обоснованием их направленности на установление причинно-следственных связей.

6. Практическое задание. Составить план дидактической игры экологического содержания с детьми 5-7 лет: название, задачи, игровые правила, игровые действия, место в системе работы.

7. Практическое задание. Составить план словесной игры экологического содержания с детьми 5-7 лет: название, задачи, игровые правила, игровые действия, место в системе работы (связь игры с тематикой занятий, познавательно-исследовательской и художественно-речевой деятельностью).

8. Практическое задание. Составить план игровой образовательной ситуации (ИОС) с использованием игрушки-аналога для детей 3-5 лет: объект, задачи, условия, методические приемы ( с обоснованием их выбора).

9. Практическое задание. Составить план наблюдения с детьми 5-7 лет на прогулке: перечень вопросов, различных по характеру (на установление причинно-следственных связей, сравнение, анализ фактов).

10. Практическое задание. Составить план наблюдения с детьми 3-5 лет на прогулке: приведите пример включения практических, игровых, обследовательских действий детей в ходе наблюдения.

11. Практическое задание. Разработать проект маршрута экологической тропы для детей 5-7 лет: сезон, объекты наблюдения, задачи и методические приемы.

12. Практическое задание. Составить план игровой образовательной ситуации (ИОС) с использованием литературного персонажа для детей 5-7 лет: объект, задачи, условия, методические приемы ( с обоснованием их выбора).

13. Практическое задание. Составить план игровой образовательной ситуации (ИОС) с использованием литературного персонажа для детей 5-7 лет: объект, задачи, условия, методические приемы ( с обоснованием их выбора).

14. Практическое задание. Составить план игровой образовательной ситуации (ИОС) с использованием детской художественной литературы для детей 3-5 лет: тема, задачи, условия, методические приемы ( с обоснованием их выбора).

15. Практическое задание. Составить план игровой образовательной ситуации (ИОС) с использованием детской природоведческой литературы для детей 5-7 лет: тема, задачи, условия, методические приемы ( с обоснованием их выбора).

16. Практическое задание. Привести примеры усложнения экологического содержания от возраста к возрасту: представления о природе, познавательные, речевые, практические умения, отношение к природе.

17. Практическое задание. Привести пример системы работы с экологическим объектом: название, этапы, методы и приемы, ожидаемые результаты (практические умения и навыки, применение знаний ребенком в ситуациях взаимодействия с природой).

18. Практическое задание. Составить план игровой образовательной ситуации (ИОС) с использованием природного материала: тема, задачи, условия, методические приемы с обоснованием их выбора.

19. Практическое задание. Составить план игровой образовательной ситуации (ИОС) с использованием литературного персонажа в целях организации дежурства в уголке природы: объект, задачи, условия, методические приемы с обоснованием их выбора.

20. Практическое задание. Составить план беседы с детьми 5-7 лет по содержанию природоведческой литературы в целях обогащения экологических знаний: название, идея автора, вопросы беседы, ожидаемые результаты (практические умения и навыки, применение знаний ребенком в ситуациях взаимодействия с природой).

21. Практическое задание. Составить план предварительной беседы с детьми 5-7 лет перед экскурсией в природу: объекты наблюдения, сезон, вопросы беседы, ожидаемые результаты (практические умения и навыки, применение знаний ребенком в ситуациях взаимодействия с природой).

22. Практическое задание. Составить план обобщающей беседы с детьми 5-7 лет после экскурсии в природу: объекты наблюдения, сезон, вопросы беседы, ожидаемые результаты (практические умения и навыки, применение знаний ребенком в ситуациях взаимодействия с природой).

23. Практическое задание. Разработать карту-схему экологической тропы на территории детского сада: компоненты, их пространственная организация, обосновать специфику работы с объектами тропы в зависимости от сезона и возраста детей.

24. Практическое задание. Привести пример диагностической методики в целях выявления умений детей взаимодействовать с природными объектами.


Пример выполнения:

  1. Актуальность проблемы экологического образования дошкольников. Взаимосвязь понятий «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое развитие». Отношение к природе в структуре экологической культуры личности.

Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций и сообществ.

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

           Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

По мнению Г.А. Ягодина, «экологическое образование – это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».

Наряду с термином «экологическое образование» активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования.

Так, В.А. Ясвин пишет: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».

А «Экологическое развитие» - направление развития детей дошкольного возраста, нацеленное на формирование экологической культуры.

Экологическое отношение к природе является компо­нентом экологической культуры, оно интегративно по сути и как психическое образование включает три составляющие: эмо­ционально-чувственный или перцептивно-аффективный (чувст­вовлечения к природе), когнитивный (познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений) и практически-деятельностный(склонность к непрагматическому взаимодей­ствию с природой на основе социально значимых мотивов) ком­поненты.

Процесс экологического образования направлен, прежде всего, на перевод во внутренний план ребенка необходимых социальных экологических ориентиров; знаний, умений, ценно­стных характеристик и идеалов, принципов и правил отношения общества к окружающей природе. Конечным результатом эко­логического образования выступает экологическая ответст­венность личности за состояние окружающей среды, которая основана нанравственно-ценностном отношении к природе, людям испособности к самоограничению.



50 стр.




ИЛИ