1. Цели и задачи выпускной квалификационной работы

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы», профиль «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. № 162, итоговая государственная аттестация выпускников включает защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением профессиональных задач и видам деятельности, к которым готовится бакалавр.

ВКР должна соответствовать требованиям действующих нормативных документов. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий при оценке уровня профессиональной подготовки выпускника и качества реализации ОПОП.

Цель защиты ВКР – установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям образовательного стандарта ФГОС ВО 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы».

Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК). Составы комиссий утверждаются  ректором  Дальневосточного федерального университета.  Решения экзаменационных комиссий и ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов.

Результаты любого аттестационного испытания, включенного в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Порядок проведения итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов - бакалавров  не позднее, чем за полгода до ее начала.

Итоговая государственная аттестация не может быть заменена оценкой уровня подготовки на основании текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций студента. Студенты, не прошедшие без уважительных причин в течение установленного срока всех  или отдельных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляются из вуза. Их восстановление производится в соответствии с действующими правилами зачисления лиц, ранее обучавшихся в вузе.

Защита выпускной квалификационной работы производится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Научно-исследовательская деятельность

способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в выполнении теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе (ПК-1);

способностью осуществлять информационный поиск по отдельным агрегатам и системам объектов исследования (ПК-2);

способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в техническом обеспечении исследований и реализации их результатов (ПК-3).

        производственно-технологическая деятельность

способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке программ и методик испытаний наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-6);

способностью участвовать в разработке методов поверки основных средств измерений при производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин (ПК-7);

способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке технологической документации для производства, модернизации, эксплуатации и технического обслуживания наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-8);

способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в проведении испытаний наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-9);

способностью участвовать в осуществлении поверки основных средств измерений при производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин (ПК-10);

Для качественного выполнения ВКР студент должен:

  • владеть основами фундаментальной и специальной подготовки, руководствоваться ими при решении задач проекта;
  • видеть перспективы развития отрасли и в целом экономики России как составной части мирового сообщества;
  • знать основные научно-технические направления прогресса по теме ВКР;
  • владеть научными методами организации труда и управления производством;
  • использовать современные методы технико-экономического анализа принятых в проекте решений;

- уметь четко и логично формулировать свои мысли.

Конкретные задачи решаются на различных этапах работы над ВКР: на подготовительном (в 8 семестре и в период преддипломной практики) – выбор темы, сбор информационных материалов по теме выпускной квалификационной работы; на основном, в период итоговой аттестации, т.е. собственно, при выполнении выпускной квалификационной работы  –  разработка, завершение и оформление проектных материалов; на заключительном - апробация результатов и защита ВКР.

 

2  Тематика, состав и объем ВКР

2.1 Общие требования к ВКР

Выпускная квалификационная  работа бакалавра  –  это самостоятельная научно-практическая работа, в которой содержится решение теоретической или практической задачи, имеющей актуальное значение. В квалификационной работе содержатся результаты исследования по избранной студентом и утверждённой теме в рамках соответствующего профиля подготовки бакалавра,  реализуемого по направлению 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы».

Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Основная задача  автора  ВКР  –  продемонстрировать умение самостоятельно  работать  с научно- технической литературой, видеть профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения и при помощи этих методов решать конкретные задачи.

Время, отводимое на подготовку выпускной работы, составляет не менее двух недель.

2.2 Руководство ВКР

Руководитель   ВКР  назначается  из числа ведущих преподавателей выпускающей кафедры, имеющих ученую степень  и/или ученое звание.

В обоснованных случаях руководитель  ВКР может быть назначен из числа старших преподавателей, не имеющих ученой степени, а также сотрудников сторонних организаций, имеющих  опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающихся научной и/или научно - методической деятельностью.

В обязанности научного руководителя входит:

- помощь в формулировании темы ВКР  и разработке плана работы;

- систематическое консультирование  студента   по проблематике работы, разработке теоретической и методологической основ исследования; выбору литературы, поиску информации, сбору данных и т.д.;

- обсуждение промежуточных результатов работы;

- заключительная проверка работы и подготовка развернутого письменного отзыва по установленной форме с заключением о ее соответствии требованиям к ВКР  по направлению 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы»;

Завершенная выпускная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется на проверку и подпись руководителю. Далее ВКР с отзывом руководителя представляется на согласование заведующему кафедрой и руководителю ОПОП. При отрицательном решении кафедры протокол заседания и объяснительная записка студента представляется руководителю ОПОП для подготовки служебной записки об отчислении студента в связи с не допуском к защите ВКР.

За принятые в работе решения и за правильность всех вычислений отвечает студент - автор работы.

К защите допускаются только те  работы, которые выполнены в соответствии с заданием, в необходимом объеме, в установленный срок, отвечают требования ЕСКД и на которые имеются отзывы руководителя ВКР.

 

2.3 Тематика, состав и объем выпускной квалификационной работы

  Источниками тематики ВКР могут служить:

–   прямые заказы производственных организаций, коммерческих фирм и т.п., соответствующих профилю подготовки выпускника;

–   результаты практик студента в производственных, организационных и коммерческих организациях, соответствующих профилю подготовки и др.

Предпочтительно, чтобы в ВКР были использованы данные и материалы действующих  предприятий (структур), с которыми выпускник работал (например, проходил практику) или предполагает работать. ВКР должна содержать решение задач, имеющих для данной организации прямое организационное и экономическое значение.

При выборе темы работы необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

  1. ВКР должна давать определенный экономический эффект при его внедрении в производство.

В отдельных случаях реализация проекта в производстве может не давать экономического эффекта, но тогда должны решаться вопросы улучшения условий труда, техники безопасности.

  1. Работа должна содержать самостоятельные проектно- конструкторские, технологические, организационные и экономические решения.
  2. Работа должна выполняться в индивидуальном порядке. Допускается коллективное выполнение работы в том случае, когда темами дипломных проектов служат крупные объекты, тогда каждый студент работает над своей частью с обязательным выполнением пояснительной записки и графической части в установленном объеме.

ВКР могут быть проектно-конструкторского, технологического, эксплуатационного, научно-исследовательского направлений или их сочетанием.

Проектно-конструкторские работы содержат разработку и конструирование новых машин, а также модернизацию существующих с целью повышения их производительности, надежности и долговечности. Желательна привязка тем этих проектов к определенному техно-логическому процессу, производства (цеху, участку, складу, порту и т. д.).

В зависимости от сложности решаемой задачи и глубины конструкторской проработки дипломный проект может быть выполнен как техническое предложение (ГОСТ 2.118 - 73), эскизный проект (ГОСТ 2.119 - 73), технический проект (ГОСТ 2.120 - 73) или рабочая документация (ГОСТ 2.109 - 73). Виды разрабатываемых документов (ГОСТ 2.102 - 68) и объем определяются заданием на выполнение дипломного проекта в зависимости от стадии разработки (ГОСТ 27103 - 68).

ВКР технологического направления, основной частью по содержанию и объему которых является технология изготовления или ремонта особо ответственных деталей грузоподъемных, строительных или дорожных машин, технология ремонтного процесса машины или механизма, проектирование приспособлений и оснастки для ремонтного процесса или изготовления деталей.

ВКР  эксплуатационного направления представляют собой теоретические и экспериментальные исследования отдельного механизма или грузоподъемной машины в целом по результатам эксплуатации, разработка норм и правил по техническому обслуживанию, ремонту или надежности в различных условиях работы. Такие проекты должны содержать анализ условий эксплуатации, предъявляемых требований к изделию, анализ надежности и ремонтопригодности, теоретические расчеты и исследования отдельных вопросов эксплуатации или технологии ремонта, а также технологическую, экономическую и экологическую оценки принятых решений и рекомендации.

Научно-исследовательские ВКР прикладного вида направлены на решение научных проблем с целью получения конкретного результата, используемого в опытно-конструкторских разработках и непосредственно в практической деятельности предприятий и организации. Они являются результатом участия студентов в научно-исследовательской работе кафедры. Научно-исследовательские дипломные проекты оформляются по ГОСТ 7.32 - 81, как отчеты по научно-исследовательской работе.

Состав и объем ВКР, а также время, выделенное студенту-дипломнику и преподавателям (для руководства и консультаций), на его проработку приводится в таблице  2.1.

ВКР состоит из двух обязательных частей: пояснительной записки (ПЗ)  и графического (иллюстративного)  материала.

ПЗ должна включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:

– титульный лист;

– задание на ВКР;

– аннотация;

– содержание;

1  Общий раздел

1.Введение

  1. Исходные данные для реконструкции
  2. Расчетная часть
  3. Конструкторская часть
  4. Охрана труда.
  5. Экономическая часть.
  6. Выводы и заключение
  7. Список используемых источников
  8. Приложения

Таблица 2.1 – Состав и объём ВКР

раздела

Состав расчётно-пояснительной

записки

Объём

Время (час/%)

ПЗ

(стр.)

ГМ

(лист.)

Студент

(/%)

Препод.

(час/%)

 

Титульный лист

1

-

-

 

 

Задание

1

-

-

*

 

Аннотация

1

-

0.5

*

 

Содержание

1

-

0.5

*

1

Общий раздел

3

-

2

*

2

Расчетная часть

10

1-2

25

2

3

Конструкторская часть

10

1-2

25

3

4

Охрана труда

10

1-2

25

3

5

Раздел экономики

8

0.5

10

2

6

Выводы и заключение

1

-

1

*

 

      7

Список использованных источников

3

-

1

*

 

Всего:

Приложение

Презентация

Руководство выполнением ВКР

49

10

Не нормир.

-

-

Не менее 5

-

-

-

-

90

8

-

2

-

10

*

-

*

5

 

Итого

59

Не менее 5

100

15


Примечания:

  1. Объем проекта и время следует рассматривать как примерные.
  2. Знак "*" показывает, что часы включены в общее время на   руководство дипломным проектом.

 

3 Краткие указания к выполнению разделов выпускной квалификационной работы

Титульный лист. Образец оформления титульного листа представлен в Приложении Б.

Задание. Образец задания на ВКР представлен в Приложении А.

Аннотация – краткая характеристика ВКР объемом не более одной страницы должна отражать:

–       характер (направленность) работы;

–       краткую характеристику объекта подлежащего рассмотрению;

–       наиболее интересные инженерные решения (по разделам ВКР);

–       степень творческого вклада дипломника;

     -          степень практической реализации решений работы (по отзывам заинтересованных организаций);

  • перечень и объем частей ВКР (страниц ПЗ, листов графического материала).

Содержание.  В содержании ВКР указываются точные названия всех разделов и подразделов работы с номерами страниц, с которых они начинаются. Образец оформления содержания представлен в Приложении В

Основная часть пояснительной записки должна включать в себя описание решения следующих основных вопросов:

  1. Технико-экономический анализ структурно-функциональных и конструктивных схем и решений проектируемого оборудования или ма­шины и конструкций типовых изделий.
  2. Обоснование технико-экономических параметров оборудования или машины и расчет эксплуатационно-конструктивных характеристик.
  3. Кинематические, динамические, прочностные и другие расчеты машины или оборудования и его сборочных единиц.
  4. Выбор материалов и комплектующих элементов, обеспечивающих заданное качество проектируемой машины при наименьших затратах на ее производство.
  5. Оценка показателей технологичности и надежности машины и ее элементов.
  6. Разработка рекомендаций по эксплуатации машины или оборудо­вания.
  7. Художественно-конструкторская проработка проектируемого ва­рианта.
  8. Расчеты по организации производства, включающие обоснование и цель проведения экономических расчетов, выбор и обоснование базового варианта, приведение сравниваемых вариантов к сопоставимому виду, расчет эффективности (капитальных вложений, эксплуатационных издер­жек потребителя, сроков окупаемости, показателей годового экономиче­ского эффекта и т.д.).
  9. Вопросы охраны труда, окружающей среды и безопасности жиз­недеятельности.

Степень детализации разрабатываемых вопросов устанавливается руководителем проекта.

Основная часть пояснительной записки делится на разделы:

  • исследовательский;
  • общие расчеты;
  • расчетно-конструкторский;
  • эксплуатационный;
  • технологический;
  • экономический;
  • безопасность жизнедеятельности (охрана труда, правила безопас­ной эксплуатации) проектируемого объекта.

В исследовательском разделе приводятся технические и технико- экономические обоснования принимаемых в дипломном проекте решений на основе анализа существующих конструкций, анализа патентных мате­риалов, нормативных документов и различных вариантов возможных ре­шений.

Анализ существующих конструкций включает в себя анализ машин или оборудования однотипных проектируемой модели. Целесообразно проводить анализ не каждой машины в отдельности, а всех машин данной группы. Это дает возможность изложить материал анализа более система­тизировано. В каждом случае надо указать типы и назначение проектируе­мой машины, привести их классификацию и область применения, перечис­лить их основные части и приступить к анализу. Анализ следует начать с рассмотрения принципиальных схем существующих машин, аналогичных проектируемой, оценить их технические и экономические преимущества и недостатки. Поскольку в проекте необходимо решить вопросы конструк­ции отдельных узлов и агрегатов, анализ должен охватить также рассмот­рение конструкций основных частей машины с критической оценкой.

Для наглядности наиболее характерные и прогрессивные схемы уз­лов и агрегатов нужно пояснить рисунками, а в отдельных случаях и фото­графиями. Важно иметь в виду, что анализ не должен носить чисто описа­тельный характер. При описании машин, их узлов и агрегатов необходимо подчеркивать преимущества и недостатки рассматриваемых конструкций. Весь анализ должен быть насыщен относительной оценкой рассматривае­мых схем и конструкций по их техническим показателям (вес, габариты, энергоемкость, рабочие скорости и усилия, производительность, техноло­гичность, стоимость, сложность обслуживания и пр.).

Анализ существующих конструкций должен завершаться выводами. В выводах дипломник может отразить, какую марку машины он принимает за базу при проектировании, что намерен в ней улучшить самостоятельно или с использованием конструктивных решений, примененных на других марках машин. Все содержание анализа должно обосновывать и подтвер­ждать правильность этого вывода. От того, насколько полно и хорошо сде­лан анализ существующих конструкций машин, в значительной степени зависит успех выполнения всего проекта.

Анализ патентных материалов включает в себя указание источников, использованных при патентном поиске, описание и анализ авторских сви­детельств и патентов по разрабатываемой теме.

В исследовательском разделе следует привести стандарты, которые распространяются на проектируемую машину или оборудование, указать их основные требования.

Общие расчеты включают в себя следующее: расчетное обоснование принципиальной схемы машины; выбор и определение основных парамет­ров машины; тяговый расчет, выбор типа и расчет мощности силовой ус­тановки; определение усилий на основные узлы машины. В этом разделе необходимо сделать предварительный экономический расчет. Студент должен быть уверен, что принятая принципиальная схема машины и ее ос­новные параметры позволят разработать конструкцию машины по техни­ко-экономическим показателям, выгодно отличающимся от показателей современных машин этого типа. Окончательный расчет экономической эффективности проектируемой машины дается в экономическом разделе.

В расчетно-конструкторском разделе студент выполняет необходи­мые прочностные расчеты, а также конструктивную разработку узлов ма­шины в соответствии с заданием. Одновременно с расчетом выполняется и графическая проработка.

В состав этого раздела входит:

- разработка конструкций узлов, определение их технико- экономических показателей;

  • определение усилий, действующих на элементы проектируемых узлов на основании рассмотрения и расчета всей системы сил, действую­щих на машину при определенном расчетном положении;
  • расчет на прочность деталей узлов;
  • оценка показателей технологичности и надежности проектируемой машины и разрабатываемых узлов;
  • художественно-конструкторская проработка проектируемого вари­анта.

Расчет деталей узлов на прочность должен быть произведен с ис­пользованием современных методов расчета, изложенных в учебных посо­биях и в периодической литературе. На основании расчетов на прочность должны быть определены размеры и выбран материал деталей механиз­мов. Расчет типовых деталей, входящих в узлы, может выполняться на ЭВМ с использованием стандартных программ. Для расчетов, связанных с оптимизацией конструкторского решения, исполнителем разрабатывается математическая модель, алгоритм программа и производится вычисление на ЭВМ.

При конструировании узлов должны быть учтены технологические и эксплуатационные требования, например, простота и удобство в изготов­лении, долговечность, компактность, удобство разборки и сборки и режим смазки.

Эксплуатационный раздел содержит разработку и обоснование ре­комендаций по эксплуатации машины и оборудования. В этот раздел включаются вопросы технологии обслуживания при эксплуатации, нормы повышения и оценки надежности, повышения ремонтопригодности при эксплуатации.

В технологическом разделе рассматриваются вопросы изготовления или ремонта восстановления деталей или механизмов ГПМ. Разрабатыва­ется технологический процесс, выбирается необходимое оборудование и приспособления. Дается технико-экономическое обоснование принятой технологии ремонта или изготовления детали ГПМ.

В экономическом разделе приводится расчет всех основных и до­полнительных технико-экономических показателей разрабатываемого обо­рудования. В этом разделе указывается также оценка уровня нормализации и уровня унификации для разработанных в проекте решений.

В разделе безопасность жизнедеятельности рассматриваются вопро­сы безопасного применения ГПМ и охраны окружающей среды.

В зависимости от целей и задач дипломного проекта, некоторые раз­делы основной части могут не рассматриваться, что отражается в техниче­ском задании на проектирование.

Выводы и заключение. Выводы и заключение представляет собой краткое последовательное, логически стройное изложение полученных и описанных в основной части результатов. Число выводов не должно быть большим, обычно оно определяется количеством поставленных задач.                                                                                            

Выводы и оценка результатов могут быть сгруппированы по следующим направлениям:

  • степень соответствия выполненного проекта заданию кафедры и принятых проектных решений - современным тенденциям научно-технического прогресса, основным принципам проектирования, а также основным инструктивно-нормативным источникам;
  • глубина, полнота и оригинальность проработки основной темы в проекте (подход, методики, новые данные, достоверность расчетов и др.);
  • технико-экономическая эффективность, а также общехозяйственная, научная и социальная ценность результатов. Экономическая эффективность показывается на основе данных соответствующего раздела. В заключении приводятся сведения об апробации основных результатов работы (доклады, статьи, отзывы), их практическом внедрении (со справками, актами, протоколами), возможности использования.

Список использованных источников. Список использованных при работе над ВКР источников размещается после текста работы и предшествует приложениям. Он является обязательной составной частью выпускной квалификационной работы. В список включаются библиографические сведения об используемых при подготовке работы источниках. Список должен включать техническую, инструктивно-нормативную и другую специальную литературу, в том числе на иностранном языке, а также фундаментальные работы по теме ВКР. Все источники, помещенные в списке, должны быть упомянуты в тексте работы посредством ссылок. Оформление библиографического списка определяется ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.80-2000.

Приложения. ВКР может содержать приложения, которые оформляются как продолжение основного текста работы на последующих ее страницах (в конце работы). Объём приложения не нормируется и не входит в основной объём ВКР.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" и иметь содержательный заголовок.

Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно прописными (заглавными) буквами. В приложение выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.

 

4  Организация и порядок дипломного проектирования

Закрепление студента за руководителем ВКР и утверждение темы работы оформляется заявлением студента, подписанным заведующим кафедрой. После этого студенту выдается задание на ВКР по установленной форме.

Кафедра при необходимости приглашает консультантов по отдельным разделам работы.

В обязанности руководителя ВКР входит:

  • составление задания и графика выполнения работы;
  • консультирование студента по вопросам ВКР ;
  • постоянный контроль за сроками выполнения ВКР, своевременностью и качеством написания отдельных глав и разделов работы;
  • оформление отзыва на выполненную ВКР;
  • практическая помощь студенту в подготовке текста доклада и иллюстративного материала к защите;
  • присутствие на заседании ГАК при защите студентом ВКР.

В обязанности консультанта раздела ВКР входит:

– по согласованию с руководителем ВКР формулирование задание на выполнение соответствующего раздела;

–   определение структуры соответствующего раздела ВКР;

–   оказание методической помощи студенту через консультации, оценка допустимости принятых решений;

–   проверка соответствия объема и содержания раздела заданию;

–  принятие вывода о готовности соответствующего раздела ВКР к защите, что подтверждается подписью на титульном листе.

Не реже, чем один раз каждые полмесяца, студент обязан отчитываться о выполненной работе перед своим руководителем, который на основе календарного графика работы студента фиксирует степень готовности дипломного проекта.

Кафедра также регулярно осуществляет контроль за ходом дипломного проектирования, проводит промежуточные аттестации, требуя от студентов выполнения календарных графиков работы.

Завершенная выпускная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется на проверку и подпись руководителю. Далее ВКР с отзывом руководителя представляется на согласование заведующему кафедрой и руководителю ОПОП. При отрицательном решении кафедры протокол заседания и объяснительная записка студента представляется руководителю ОПОП для подготовки служебной записки об отчислении студента в связи с не допуском к защите ВКР.

За принятые в работе решения и за правильность всех вычислений отвечает студент - автор работы.

 

5  Порядок проведения итоговой государственной аттестации

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии по защите ВКР.

Расписание работы государственной аттестационной комиссии утверждается ректором ДВФУ и доводится до сведения студентов за месяц до начала итоговых аттестационных испытаний.

Формирование списка выпускников с распределением по дням заседаний комиссии завершается не позднее десяти дней до начала работы комиссии.

К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, завершившее в полном объеме освоение образовательной программы ВО.

На защиту выпускной квалификационной работы представляются следующие материалы:

–  оригинал выпускной квалификационной работы;

–  отзыв руководителя ВКР;

–  графический материал;

–  компьютерная презентация;

–  диск с ВКР.

Решение о присвоении выпускнику квалификации и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании принимает комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации.

Лица, завершившие освоение образовательной программы и не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ФГОС ВО при защите выпускной квалификационной работы, подлежат отчислению из ДВФУ.

 

6  Основные требования к оформлению ВКР

  1. 1 Требования к оформлению текстового материала

Текст ПЗ должен быть выполнен на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) с одной стороны листа с применением печатающих или графических устройств вывода ЭВМ – через 1,5 интервала, высота букв и цифр не менее 1,8 мм, цвет – черный. Рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Times New Roman - 14, допускается Arial - 12. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание.

Размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.

Отступ в начале абзаца равен пяти знакам (7,5 мм) и устанавливается одинаковым по всему тексту документа.

Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения всех форматов. На титульном листе, листе задания и аннотации номер страницы не проставляется. Номер страницы проставляют в правой нижней части листа без точек и чёрточек.

Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте ПЗ, допускается исправлять аккуратным заклеиванием или закрашивание белой краской и нанесением на том же месте и тем же способом исправленного текста. Повреждение листов ПЗ и помарки не допускаются. Иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ допускается выполнять на листах формата АЗ, при этом они должны быть сложены на формат А4. Если чертежи, схемы, диаграммы, рисунки и/или другой графический материал невозможно выполнить машинным способом, для него используют черную тушь или пасту.

В тексте ПЗ не допускается:

– применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– применять произвольные словообразования;

– применять индексы стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ и т.п.), технических условий (ТУ) и других документов без регистрационного номера.

– использовать в тексте математические знаки и знак Æ (диаметр), а также знаки № (номер) и % (процент) без числовых значений.

Следует писать: “температура минус 20 °С”; “значение параметра больше или равно 35” (но не “температура -20 °С” или «значение параметра ≥ 36”); “стержень диаметром 25 мм” (а не “стержень Æ25”);  ”номер опыта” (но не “№ опыта”); “влажность 98 %”, “процент выхода” (но не “ % выхода”).

 

  1. 2 Условные обозначения

Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и национальных или межгосударственных стандартах. В тексте ПЗ перед обозначением параметра дают его наименование, например: "температура окружающей среды Т".

В пояснительной записке, в соответствии с ГОСТ 8.417, следует:                                                                                                                                                                                                                                                               

–  применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения;

  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующие государственными стандартами, а также в данном документе;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается.

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти — словами. Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд или диапазон числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00  м.

Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы).

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин следует применять словосочетание "должно быть не более (не менее)".

Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований следует применять словосочетание "не должно быть более (менее)".

Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для обеспечения требуемых свойств изделия, при этом в ряду величин осуществляется выравнивание числа знаков после запятой. Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для различных типоразмеров, марок и т.п. изделий одного наименования должно быть одинаковым. Например, если градация толщины стальной горячекатаной ленты 0,25 мм, то весь ряд толщин ленты должен быть указан с таким же количеством десятичных знаков: 1,50; 1,75; 2,00 мм.

Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать 1/4"; 1/2". При невозможности (нецелесообразности) выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать в виде простой дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32.

 

6.3 Структура текста ПЗ

Текст ПЗ разделяют на разделы, подразделы, пункты. Каждый раздел ПЗ рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах ПЗ, обозначенные арабскими цифрами и записанные с абзацного отступа. Подразделы и пункты должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Отдельные разделы могут не иметь подразделов и состоят непосредственно из пунктов.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, этот пункт также нумеруется.

Точка в конце номеров разделов, подразделов, пунктов, не ставится.

Внутри пунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис, или, при необходимости ссылки в тексте ТД на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

 

6.4 Заголовки

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки следует выполнять с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. В начале заголовка помещают номер соответствующего раздела, подраздела, пункта. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно удвоенному междустрочному расстоянию; между заголовками раздела и подраздела - одному междустрочному расстоянию.

 

6.5 Оформление таблиц

Если пояснительная записка содержит таблицы, то на все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицу следует располагать в пояснительной записке  непосредственно после абзаца, где она упоминается впервые, или на следующем листе (странице).

Таблица имеет нумерационный заголовок и тематический заголовок, определяющий ее тему и содержание (без знака препинания в конце). Таблицы должны нумероваться в пределах раздела (приложения) арабскими цифрами и помещаться над таблицей в верхнем левом углу. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой, например: «Таблица 1.2».

 

6.6 Оформление иллюстративного материала

Текст пояснительной записки может содержать иллюстрации. В тексте все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками. Рисунки нумеруются в пределах раздела (приложения) арабскими цифрами, например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первого раздела); «Рисунок В.З» (третий рисунок приложения В).

Иллюстрации помещаются в пояснительной записке для пояснения текста и должны быть выполнены в соответствии с требованиями государственных стандартов.

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте пояснительной записки. Иллюстрации должны размещаться сразу после ссылки или на следующем листе (странице).

 

6.7 Оформление формул

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.

Формулы должны нумероваться в пределах раздела (приложения) арабскими цифрами. Номер формулы должен состоять из номера раздела и порядкового номера формулы, разделённых точкой, например: «(1.2)». Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

 

6.8 Оформление расчетов

Порядок изложения расчетов в пояснительной записке определяется характером рассчитываемых величин. Все расчеты, как правило, должны выполняться в СИ.

Расчеты в общем случае должны содержать (ГОСТ 2.106):

–  эскиз или схему объекта расчета;

–  задачу расчета (с указанием, что требуется определить при расчете);

–  данные для расчета;

–  условия расчета;

–  расчет; 

–  заключение.

Эскиз или схему допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем четкое представление о рассчитываемом объекте.

Данные для расчета, в зависимости от их количества, могут быть изложены в тексте или приведены в таблице.

Условия расчета должны пояснять особенности принятой расчетной модели и применяемые средства автоматизации инженерного труда.  Выполняя типовой расчет,  следует делать ссылку на источник, например:  «Расчет проводим по методике [2]».

Расчет, как правило, разделяется на пункты, подпункты или перечисления. Пункты (подпункты, перечисления) расчета должны иметь пояснения, например: «определяем...»; «по графику, приведенному на рисунке 3.4, находим...»; «согласно рекомендациям [4], принимаем...».

В изложении расчета, выполненного с применением прикладных программ, прилагается распечатка расчета и помещается в приложении ПЗ, а в тексте делается ссылка, например:". Результаты расчета приведены в приложении С".

Заключение должно содержать выводы о соответствии объекта расчета требованиям, изложенным в задаче расчета, например: «Заключение: полученные размеры поперечного сечения колонны полностью отвечают условию прочности конструкции».

Запись числовых расчетов выполняют, как правило, в следующем порядке:

–  формула;

–  знак = (равно);  

– подстановка числовых значений величин и коэффициентов (как правило, в основных единицах СИ) в последовательности буквенных обозначений в формуле и, через пробел, - обозначение единицы физической величины результата;

– знак = (равно);   

– результат с единицей физической величины.

 

6.9 Ссылки   

В пояснительной записке приводят ссылки (ГОСТ Р 7.05 - 2008):

– на данную работу;

– на использованные источники.

При ссылках на данную работу указывают номера структурных частей текста, формул, таблиц, рисунков, обозначения чертежей и схем, а при необходимости - также графы и строки таблиц и позиции составных частей изделия на рисунке, чертеже или схеме.

    При ссылках на структурные части текста ПЗ указывают номера разделов (со словом «раздел»), приложений (со словом «прил.»), подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, например: «...в соответствии с разделом 2»; «... согласно 3.1»; «... по 3.1.1»; «… в соответствии с 4.2.2; «… как указано в прил. М».

    Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например: «...согласно формуле (В.1)»; «...как следует из выражения (2.5)».

    Ссылки в тексте на таблицы и иллюстрации оформляют по типу: (таблица 4.3); «… в таблице 1.1, графа 4»; (рисунок 2.11); «... в соответствии с рисунком 1.2»; «… как показано на рисунке Г.7, поз. 12 и 13».

    Ссылки на чертежи и схемы, выполненные на отдельных листах, делают с указанием обозначений, приведенных на чертежах.

При ссылке в тексте на использованные источники следует приводить порядковые номера по списку использованных источников, заключенные в квадратные скобки, например: «…  как указано в монографии [10]»; «... в работах [11, 12, 15-17]».

При необходимости в дополнение к номеру источника указывают номер его раздела, подраздела, страницы, иллюстрации, таблицы, например: [12, раздел 2]; [18, подраздел 1.3, приложение А]; [19, с.25, таблица 8.3].   

Допускается вместо квадратных скобок выделять номер источника двумя косыми чертами, например /10/.

 

6.10 Сокращения

При многократном упоминании устойчивых словосочетаний в тексте ПЗ следует использовать аббревиатуры или сокращения.

При первом упоминании должно быть приведено полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, например: «Строительное управление механизации (СУМ)»; «автотранспортное предприятие (АТП)», а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенное название или аббревиатуру.

Расшифровку аббревиатур и сокращений, установленных государственными стандартами (ГОСТ 2.316, ГОСТ 7.12) и правилами русской орфографии, допускается не приводить, например: ЭВМ, НИИ, АСУ, с. (страница), т.е. (то есть), вуз (высшее учебное заведение) и др.

 

6.11 Правила оформления графического материала

6.11.1 Общие требования    

Графический материал должен отвечать требованиям действующих стандартов по соответствующему направлению науки, техники, или технологии и может выполняться:

– неавтоматизированным методом - карандашом, пастой, чернилами или тушью;

– автоматизированным методом - с применением графических и печатающих устройств вывода ЭВМ.

Схемы и чертежи следует выполнять на любых форматах, установленных ГОСТ 2.301. Графический материал, предназначенный для демонстрации при публичной защите работы, необходимо располагать, как правило, на листах формата А1. В оформлении всех листов графического материала работы следует придерживаться единообразия. Каждый графический конструкторский документ (чертеж, схема) должен иметь рамку и основную надпись по ГОСТ 2.104.

При выполнении чертежей и схем автоматизированным методом допускается все элементы чертежа (схемы) пропорционально уменьшать, если это не затрудняет чтение документа.

Если чертежи и схемы представляются на электронных носителях информации, в конце ПЗ рекомендуется приводить их копии на бумаге с уменьшением до формата А4 или A3, о чем должна быть сделана запись в содержании (приложение Д).

6.11.2 Оформление демонстрационных листов (плакатов)

Демонстрационный лист должен содержать:

– заголовок;

– необходимые изображения и надписи (рисунки, схемы, таблицы и т.п., оформленные согласно ГОСТ);

– пояснительный текст (при необходимости).

Заголовок должен быть кратким и соответствовать содержанию демонстрационного листа. Его располагают в верхней части листа посередине.

Пояснительный текст располагают на свободном поле листа.

Заголовок, надписи и пояснительный текст должны легко читаться членами ГАК с их рабочих мест.

Количество плакатов (не менее трёх), представляемых при защите, определяется решением выпускающей кафедры.

    6.11.3 Компьютерные презентации

    Компьютерные презентации должны быть лаконичными, ясными, уместными, сдержанными, наглядными (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемыми (разумное использование анимационных эффектов). Оформление представленных на слайдах презентации чертежей, схем, таблиц и т.п. должно соответствовать ГОСТ и хорошо читаться.

 Рекомендуемое  число  слайдов  презентации,  сопровождающей  выступление – 15 - 20, в том числе заголовочный и итоговый.  В заголовке следует привести  название темы  и данные об авторе, сделать нумерацию слайдов. Каждый слайд должен иметь заголовок.                                                                                                                                                   

Основные материалы презентации должны быть заблаговременно согласованы с руководителем и представлены в виде раздаточного материала членам аттестационной комиссии. При необходимости чертежи, включенные  в раздаточный материал, могут быть представлены в формате А3

Компьютерная презентация не должна заменять доклад, она может лишь дополнять его.

 

7 Краткие рекомендации студенту, защищающему выпускную квалификационную работу в ГАК

Защита ВКР является кульминационным моментом обучения. Итоговая оценка защиты – комплексная, она отражает не только качество самого проекта, уровень знаний автора по всем учебным дисциплинам, но и его способность уверенно и убедительно защищать свое творение. День защиты ВКР по своей значимости и сложности задач превосходит все предыдущие экзаменационные дни и дни защит курсовых работ. К этому дню нет необходимости заучивать материал по программе или билетам, но при защите надо проявить все свои знания по общетехническим и специальным дисциплинам, максимальную собранность, сосредоточенность, силу воли, постараться побороть душевное волнение, рассеянность, не допустить панического настроения.

День защиты ВКР – рабочий и в то же время торжественный день, поэтому внешний вид студента должен удовлетворять этим условиям. Стиль одежды – деловой, для ответственных мероприятий. Недопустимо появляться на защите в повседневной рабочей или спортивной одежде, сорочке не первой свежести, мятых или грязных брюках, грязной или спортивной обуви, а также в летней обуви на босую ногу. Первое впечатление от внешнего вида и поведения студента может иногда сказаться на итоговой оценке, ведь они характеризуют не только его отношение к этому мероприятию, но и к Государственной аттестационной комиссии.

При подготовке к защите ВКР целесообразно составить тезисный конспект доклада. Не надо учить его наизусть. В процессе защиты может быть изменено время доклада (например, 10 минут вместо 15) или порядок изложения материала (по просьбе председательствующего). В этом случае вызубренный материал только спутает планы и внесет сумбур в изложение материала. При затруднениях с построением доклада можно обратиться за консультацией к руководителю.

Полезно накануне защиты дома в присутствии зрителей (родных или друзей) провести репетицию доклада. Слушатели должны критически отнестись к выступлению, это поможет устранить его слабые стороны.

При подготовке доклада следует отразить в нем:

- постановку задачи и конечную цель;

- анализ существующей ситуации;

- принятые технико-экономические решения;

- полученный экономический эффект или иные экономические показатели;

- выполнение работы по всем разделам ВКР.

Доклад должен быть построен так, чтобы в ходе изложения комиссии последовательно были представлены все листы графической части, иллюстрирующие основные положения ВКР.

Учитывая ограниченное время, отведенное студенту для доклада по ВКР, необходимо:

- избегать излишней детализации всех положений работы;

- акцентировать внимание членов комиссии на собственных разработках;

- избегать повторов в тексте доклада и показе иллюстраций;

- при обращении к чертежам, схемам и другим иллюстративным материалам давать лаконичные пояснения только в той части, которая необходима для понимания сущности выполненной работы.

Выступление на защите следует начинать со слов: «Уважаемый председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предоставляется ВКР…» и далее 2-3 фразами из вводной части изложить суть работы. Называть тему ВКР не следует, если она была озвучена председателем комиссии в объявлении о начале защиты. В случае если по каким-либо причинам председатель не назвал тему ВКР, в самом начале доклада студенту нужно это сделать самому. Выступление завершают словами: «Доклад окончен. Благодарю за внимание».

Читать доклад не возбраняется, однако лучше этого не делать, т.к. процедура чтения всегда менее убедительна, чем живое слово. Если студент не уверен, что справится со своим волнением, он может держать при себе конспект доклада и изредка сверяться с ним.

Во время выступления необходимо придерживаться следующих правил:

- начинать изложение, стоя у намеченного к иллюстрации чертежа, графика или схемы;

  • по мере изложения переходить от листа к листу так, чтобы закончить выступление около последнего чертежа или таблицы;
  • в процессе доклада и обращения к иллюстрациям стоять лицом к комиссии, показывая что-либо на листе графики, не нагибаться, не приседать, если лист с чертежом находится низко;
  • не указывать на акцентируемый элемент чертежа, схемы, графика пальцем, пользоваться указкой или, в крайнем случае, ручкой или карандашом;
  • не блуждать по чертежу, а точно указывать на то, что надо проиллюстрировать;
  • излагать мысли кратко, лаконично, грамотно с использованием принятых в технике и отрасли терминов, выражений, названий, обозначений и т.п.;
  • не употреблять в тексте выступления слов-паразитов, вульгарных выражений, уличных оборотов, засоряющих речь и ставящих под сомнение технический и культурный уровень развития.

Но менее важной, чем доклад, является часть защиты ВКР, посвященная ответам на вопросы членов комиссии и публики. Не надо торопиться, но и не следует тянуть с ответом на поставленный вопрос. Отвечать надо уверенно (даже если есть сомнения в правильности ответа). Не следует говорить первое, что придет в голову. Надо постараться, чтобы оппонент, задавший вопрос, несколько расширил его, детализировал, может быть это поможет найти правильный ответ. Ответ на вопрос следует аргументировать данными ВКР или нормативных документов. При необходимости можно воспользоваться пояснительной запиской.

Если точка зрения студента не совпадает с мнением оппонента, можно вступить в дискуссию, однако следует помнить, что выигрыш в споре только технически грамотные доводы. Это же касается и ответов на замечания рецензента проекта. Если у студента нет возражений, лучше просто согласиться с высказанными замечаниями.

Сигналом окончания защиты служат слова председателя комиссии: «Защита окончена. Вы свободны». Только после них можно убрать иллюстрационный материал и выйти из аудитории.

 





ИЛИ