СОДЕРЖАНИЕ

1

Наименование  дисциплины

4

2

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной  программы

5

3

Место дисциплины в структуре ОП

8

4

Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

9

5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий

10

5.1

Содержание дисциплины

10

5.2

Учебно-тематический план

12

5.3

Содержание практических и семинарских занятий

13

6

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

18

6.1

Формы внеаудиторной самостоятельной работы

18

6.2

Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

19

7

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

32

7.1

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП

32

7.2

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки владений, умений, знаний, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОП

32

7.3

Методические материала, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

38

8

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

40

9

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

43

10

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

45

10.1

Общие положения по выполнению контрольной работы

45

11

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

51 

12

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

52

 

Разделы рабочей программы дисциплины:

  1. Наименование дисциплины.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА.

Целью освоения дисциплины «Теория и практика оценки эффективности проекта» является формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний по оценке эффективности проекта.

В процессе изучения дисциплины студенты сформируют профессиональные знания теоретических основ оценки эффективности бизнес-проекта, существующих методов бизнес - проектирования и оценки инвестиционных проектов, использование основных системных продуктов и пакетов прикладных программ по бизнес проектированию.

Задачи дисциплины - научить студентов выполнять  на практике следующий комплекс работ по проектированию бизнеса:

-изучение теории и практики оценки эффективности проекта, позволяющие правильно понимать социально-экономические задачи, стоящие перед современным обществом;

-овладение приемами и навыками эффективности проекта;

-определить цели и задачи  и структуру проекта;

-проводить ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности;

-разрабатывать планы инвестиционных мероприятий;

-разрабатывать перспективный финансовый план (бюджет);

-прогнозировать финансовые показатели (коэффициенты) и оценивать эффективность инвестиционных затрат в проекте;

-прогнозировать риски, возможные потери и меры их предупреждения в проекте;

-использование оценки эффективности проекта в целях обоснования принятия оптимальных управленческих решений.

 

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Совместно с другими дисциплинами профессионального цикла ФГОС ВО (ОС ФУ) учебная дисциплина «Теория и практика оценки эффективности проекта» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций  бакалавра менеджмента:

Таблица 1 – Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины «Теория и практика оценки эффективности проекта»

№ п/п

Код

Компетенция

Формы и методы обучения

Общекультурные компетенции (ОК)

1

ОК-8

способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести  за них ответственность

Практические занятия (решение ситуационных задач), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты).

2

ОК- 9

уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

Лекции (проблемное изложение), практические занятия (изучение учебной и нормативно-правовой литературы).

Профессиональные компетенции (ПК)

1

ПК-9

способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

Практические занятия (решение ситуационных задач), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты).

2

ПК-10

способность учувствовать в разработке стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

Практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа).

3

ПК-30

знать экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли

Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).

4

ПК-36

умение использовать в практической деятельности организации информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик менеджмента

Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).

5

ПК-42

способность проводить анализ различных видов рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений

Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).

6

ПК-43

способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования

Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Теория и практика оценки эффективности проекта» студенту позволит

 Знать:

-существующие методы исследования конкретных ситуаций в области  оценки инвестиционного проектирования;

-теоретические основы инвестиционной деятельности в других странах мира;

-правовые основы инвестирования и оценки эффективности в России и других странах;

-модели оценки эффективности инвестиционных проектов, рекомендуемые и применяемые различными инвесторами и акционерами;

-методы и методики оценки инвестиционных проектов;

-основные программные продукты, используемые в инвестиционном проектировании.

Уметь:

-выявлять многообразные варианты и принимать оптимальные бизнес-решения;

-выявлять риски при реализации проекта  и разрабатывать рекомендации по их преодолению или страхованию;

-анализировать уровень конкуренции и усиливать конкурентные преимущества собственного бизнеса;

-видеть диалектику, направления развития бизнес-процессов, их основных тенденций;

-выявлять и учитывать интересы участников инвестиционного процесса;

-обосновывать эффективность принятых решений для  разных участников процесса.

Владеть:

 -методическим и методологическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области инвестиционного проектирования;

-навыками самостоятельной аналитической и проектной работы, требующей широкого образования в направлении инвестирования;

-методами, позволяющими оценить различные эффекты (финансовый, бюджетный, социальный, экологический и др.) проекта.

 

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплине предшествуют следующие дисциплины: «Экономическая история», «Введение в специальность», «Теория  и история менеджмента», «Бизнес-планирование».

Знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины «Теория и практика оценки эффективности проекта» будут использованы студентами при написании контрольной работы и изучении последующих профессиональных дисциплин, предусмотренных учебным планом, а также  при написании выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, в процессе решения круга задач профессиональной деятельности в дальнейшем.

 

  1. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию).

Для направления подготовки 38.03.02  «Менеджмент», профиль «Управление проектами», общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед., 108 часов (табл.2).

Таблица 2 –Общая трудоемкость дисциплины «Теория и практика оценки эффективности проекта» для заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление проектами»

Вид учебной работы   по дисциплине

Всего (в з/е и часах)

Семестр (модуль) 1 (в часах)

Семестр

(модуль) 2 (в часах)

Общая трудоемкость дисциплины

108/3

108/3

-

Аудиторные занятия

20/1,25

20/1,25

-

Лекции

120,34

120,34

-

Практические и семинарские занятия, т.ч.

4/0,24

4/0,24

-

занятия в интерактивных формах

4/0,25

4/0,25

-

Самостоятельная работа

88/2,45

88/2,45

-

В семестре

44/1,23

44/1,23

-

В сессию

44/1,23

44/1,23

-

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

-

 

  1. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий.

5.1.    Содержание дисциплины.

 

Тема 1. Проект  как основа реализации предпринимательской идеи

Понятие предпринимательской идеи. Банк идей. Этапы разработки и реализации предпринимательской идеи: генерирование идеи, деловое проектирование, подготовка проекта, принятие предпринимательского решения, управление предпринимательским проектом; реализация проекта.

 

Тема 2. Проект  как элемент экономической политики фирмы

Цели и планы в бизнес организации. Их уровни и значение. Этапы и сущность планирования бизнеса. Предмет и объект планирования. Бизнес - процессы и бизнес - проекты.

Внутрифирменное планирование: стратегическое (перспективное); среднесрочное (бизнес-планирование), текущее (тактическое).

Особенности бизнес-планирования как формы планирования. Назначение бизнес-планирование. Проект как рабочий инструмент для управления предприятием и контроля за его деятельностью.

 

Тема 3. Организация планирования бизнеса

Масштаб и уровни проекта. Система бизнес-планирования в крупных фирмах: корпоративный уровень и уровень отдельных подразделений (стратегических бизнес-единиц).

Система проектирования  в малых фирмах. Ее основные особенности, планирование бизнеса на различных стадиях развития малого (среднего) предприятия: начинающее, уцелевшее, стабильное, расширяющееся. Цикл проектирования  в малом (среднем) предприятии. Организация системы проектирования. Характеристика органов планирования. Новые функции плановых служб. Коллективный подход к планированию бизнеса. Механизм планирования бизнеса.  Информационные технологии в системе проектирования бизнеса. Диагностика. Формирование стратегии. Планирование. Контроль.

 

Тема 4. Место и роль проекта   при управлении бизнесом

Функции проекта  при управлении бизнесом. Управление текущей деятельностью и развитием предприятия. Управленческий проект. Управление предприятием. Принятие разовых решений по отдельным вопросам управления.

Типология проектирования: управленческие; бизнес-планы проектов; разовые бизнес-планы.

Ключевые компоненты типового проекта: анализ окружающей среды и полное описание стратегии работы компании или реализации проекта в окружающей среде.

Анализ внешней бизнес-среды. Макросреда или среда косвенного воздействия. Микросреда или среда прямого воздействия.

Техника анализа внешней среды. Анализ внутренней среды. Потенциал предприятия и его основные блоки: товарный, технический, кадровый, финансовый, информационный.

Пример анализа внешней и внутренней среды. Описание стратегии деятельности компании (реализации проекта).

Тема 5. Технология проектирования

Моделирование бизнес-процессов. Основные технологии продукции бизнес-планирования. Заказчики и разработчики проектов. Два подхода к разработке проекта.

Техническое задание и календарный план (график работ) на разработку проекта. Виды моделей, применяемых при проектировании. Модели бизнеса и их отличие от стратегий бизнеса.

 

Тема 6. Анализ эффективности  и оценки рисков проекта

Расчет точки безубыточности. Показатели эффективности проекта. Сбалансированная система показателей. Инвестиционный климат  и перечень основных рисков. Вероятностная оценка рисков. Анализ типов риска,  их источники, момент возникновения.  Процесс управления риском. Меры по минимизации ущерба  в случае наступления риска. Организационные меры профилактики рисков.  Виды и системы страхования рисков.

 

5.2.    Учебно - тематический план.

Таблица 3- Учебно-тематический план по дисциплине «Теория и практика оценки эффективности проекта» для студентов заочной формы обучения направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Управление проектами»

№ п/п

Наименование темы (раздела) дисциплины

Трудоемкость в часах

Формы текущего

контроля успеваемости

 

 

 

 

 

 

 

Всего

Аудиторная работа

Самост.

оятельн

ая

работа

 

 

 

 

 

 

Общая

Лекции

Практич. и сем. занятия

Занятия

в

интеракт

ивных

формах

 

 

1.

Проект как

основа реализации

предпринимательск

ой идеи

 

 

 

19

3

2

1

-

16

Тестирование

2.

Проект  как

элемент

экономической

политики фирмы

19

3

2

1

-

16

Опрос

3

Организация

планирования

бизнеса

18

4

2

2

-

14

Опрос

4

Место и роль

проекта при

управлении

бизнесом

17

3

2

-

1

14

Дискуссия по актуальным вопросам темы.

5

Технология проектирования

 

17

3

2

-

1

14

Ситуационные и практические задачи.

6

Анализ эффективности  и оценки рисков проекта

18

4

2

-

2

14

Дискуссия по актуальным вопросам темы.

 

Итого

108

20

12

4

4

88

зачет

 

5.3. Содержание практических и семинарских занятий

Учебный материал, полученный студентами в ходе лекций, «закрепляется» на семинарских занятиях. К каждому семинарскому занятию студент должен тщательно готовиться (в тематическом плане указано рекомендуемое для этого время).

Практические занятия призваны путем диалога со студентами более глубоко и полностью раскрыть оценку эффективности проекта, рассмотреть особенности управления проектом, оценить эффективность внедрения проекта.

Цель проведения практических занятий — более глубокое усвоение студентами теоретических знаний и формирование навыков их применения в практической деятельности.

Обсуждение теоретического материала производится согласно вопросам, которые указаны в рабочей программе дисциплины.

 Решение задач направлено на закрепление теоретических знаний.

Формы промежуточного контроля усвоения материала студентами по дисциплине представляют опрос теоретического материала, ответы на вопросы тестов, решение задач по темам курса.

По итогам изучения дисциплины, обязательного решения задач согласно списка вопросов и успешной защиты контрольной работы, студентом сдается зачет.

Содержание практических занятий для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление проектами» представлено в таблице 4.

 

Таблица 4 - Трудоемкость практических занятий по дисциплине «теория и практика оценки эффективности проекта» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Управление проектами»

№ темы

дисциплины

Тематика практических и/или семинарских занятий

Формы

проведения

Трудоемкость в часах

Рекомендуе-мые источники из разделов 8,9

Тема 1

Проект как

основа реализации

предпринимательской идеи

 

 

 

Тестирование

1

Раздел 8 (№18,20),

Раздел 9

 (№1,10)

Тема 2

Проект  как

элемент

экономической

политики фирмы

Опрос

1

Раздел 8 (№20,31,32),

Раздел 9

№ (

Тема 3

Организация

планирования

бизнеса

Опрос

2

Раздел 8 (№20,31,32),

Раздел 9

 (№2,7,10,19)

Тема 4

Место и роль

проекта при

управлении

бизнесом

Дискуссия по актуальным вопросам темы.

1

Раздел 8 (№20,31,32),

Раздел 9

 (№2,7,10,19)

Тема 5

Технология проектирования

 

Ситуационные и практические задачи.

1

Раздел 8 (№20,31,32),

Раздел 9

 (№2,7,10,19)

Тема 6

Анализ эффективности  и оценки рисков проекта

Дискуссия по актуальным вопросам темы.

2

Раздел 8 (№20,31,32),

Раздел 9

 (№2,7,10,19)

Итого:

 

% занятий, проводимых в интерактивной форме

50

 

 

Тема 1. Проект  как основа реализации предпринимательской идеи

Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Понятие предпринимательской идеи. Банк идей.
  2. Этапы разработки и реализации предпринимательской идеи: генерирование идеи, деловое проектирование, подготовка проекта, принятие предпринимательского решения, управление предпринимательским проектом; реализация проекта.

 

Тема 2. Проект  как элемент экономической политики фирмы

    Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Цели и планы в бизнес организации. Их уровни и значение.
  2. Этапы и сущность планирования бизнеса.
  3. Предмет и объект планирования.
  4. Бизнес - процессы и бизнес - проекты.
  5. Внутрифирменное планирование: стратегическое (перспективное); среднесрочное (бизнес-планирование), текущее (тактическое).
  6. Особенности бизнес-планирования как формы планирования.
  7. Назначение бизнес-планирование.
  8. Проект как рабочий инструмент для управления предприятием и контроля за его деятельностью.

 

Тема 3. Организация планирования бизнеса

Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Масштаб и уровни проекта.
  2. Система бизнес-планирования в крупных фирмах: корпоративный уровень и уровень отдельных подразделений (стратегических бизнес-единиц).
  3. Система проектирования в малых фирмах.
  4. Основные особенности, планирование бизнеса на различных стадиях развития малого (среднего) предприятия: начинающее, уцелевшее, стабильное, расширяющееся.
  5. Цикл проектирования в малом (среднем) предприятии.
  6. Организация системы проектирования.
  7. Характеристика органов планирования.
  8. Новые функции плановых служб.
  9. Коллективный подход к планированию бизнеса.
  10. Механизм планирования бизнеса.
  11. Информационные технологии в системе проектирования бизнеса.

 

Тема 4. Место и роль проекта   при управлении бизнесом

Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Функции проекта при управлении бизнесом.
  2. Управление текущей деятельностью и развитием предприятия.
  3. Управленческий проект.
  4. Управление предприятием. Принятие разовых решений по отдельным вопросам управления.
  5. Типология проектирования: управленческие; бизнес-планы проектов; разовые бизнес-планы.
  6. Ключевые компоненты типового проекта: анализ окружающей среды и полное описание стратегии работы компании или реализации проекта в окружающей среде.
  7. Анализ внешней бизнес-среды.
  8. Макросреда или среда косвенного воздействия.
  9. Микросреда или среда прямого воздействия.
  10. Техника анализа внешней среды. Анализ внутренней среды.
  11. Потенциал предприятия и его основные блоки: товарный, технический, кадровый, финансовый, информационный.
  12. Пример анализа внешней и внутренней среды.
  13. Описание стратегии деятельности компании (реализации проекта).

 

Тема 5. Технология проектирования

Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Моделирование бизнес-процессов.
  2. Основные технологии продукции проектирования.
  3. Заказчики и разработчики проектов.
  4. Два подхода к разработке проекта.
  5. Техническое задание и календарный план (график работ) на разработку проекта.
  6. Виды моделей, применяемых при проектировании.
  7. Модели бизнеса и их отличие от стратегий бизнеса.

 

Тема 6. Анализ эффективности  и оценки рисков проекта

  1. Вопросы к семинарскому занятию:
  2. Расчет точки безубыточности.
  3. Показатели эффективности проекта.
  4. Сбалансированная система показателей.
  5. Инвестиционный климат и перечень основных рисков.
  6. Вероятностная оценка рисков.
  7. Анализ типов риска, их источники, момент возникновения.
  8. Процесс управления риском.
  9. Меры по минимизации ущерба в случае наступления риска.
  10. Организационные меры профилактики рисков.
  11. Виды и системы страхования рисков.

 

  1. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине

 

6.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Теория и практика оценки эффективности проекта» — закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий. Глубоко изучить, использовать рекомендованную литературу, а также лекции по курсу, основные теоретические аспекты дисциплины, связанные с современными проблемами проектирования.

В процессе самостоятельной работы студенты должны овладеть практическими навыками использования методов стратегического анализа, решив практические задачи, представленные в методических указаниях кафедры. Самостоятельная работа студента в процессе изучения дисциплины включает:

  • освоение рекомендованной преподавателем и методическими указаниями по данной дисциплине основной и дополнительной учебной литературы;
  • изучение образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки, электронные видеокурсы и др.);
  • работу с компьютерными обучающими программами (КОПР);
  • выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач;
  • самостоятельный поиск информации в Интернете;
  • выполнение контрольной работы;
  • консультации по наиболее сложным вопросам;
  • участие в работе научного кружка по кафедре и ежегодных студенческих научных конференций;
  • подготовку к экзамену.

На самостоятельную работу студентов,  обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление проектами», отводится 88 часов учебного времени (таблица 5).

Таблица 5 – Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория и практика оценки эффективности проекта» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»  профиль «Управление проектами»

№ темы дисциплины

Форма внеаудиторной самостоятельной работы

Трудоемкость в часах

1-6

Работа с учебной, научной и справочной литературой; изучение материалов интернет-ресурсов; разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины; изучение рекомендованных к занятию нормативных правовых актов, подготовка к решению ситуационных задач и тестированию.

24

1-6

Подготовка к практическим занятиям

14

Выполнение контрольной работы

20

Подготовка к зачету

30

Итого:

88

 

6.2 Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Перечень вопросов для компьютерного тестирования:

Тест 1

  1. Дефиниция термина бизнес:
  • Приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность
  • Совокупность отношений между участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода организации
  • Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых ОПФ предприятия
  1. Участниками бизнеса являются:
  • Менеджеры
  • Предприниматели
  • Коллективные потребители продукции
  • Главы государств
  • Гос. органы, когда они выступают непосредственными участниками сделок
  1. Бизнес, как система, наделен четырьмя свойствами:
  • Реактивность
  • Противоречивость
  • Беспринципность
  • Самосохраняемость
  • Целостность
  • Активность
  • Целесообразность
  1. Инфраструктура предпринимательства:
  • Союзы предпринимателей
  • Детские сады
  • Консалтинговые фирмы
  • Банки
  • Муниципалитет
  1. Факторы создания благоприятного предпринимательского климата:
  • Рост доли сферы услуг
  • Льготный налоговый режим
  • Создание инновационных центров
  • Повышение качества рабочей силы
  • Психология исключительности
  1. Отрицательное воздействие на создание благоприятного предпринимательского климата оказывают:
  • Высокая норма накопления
  • Недостаточное гос. регулирование
  • Инфляция
  • Враждебное отношение к частному сектору
  1. Виды планирования:
  • Формальное и неформальное
  • Общее и частное
  • Успешное и безуспешное
  1. Для успешной организации БП необходимо наличие следующих обязательных условий:
  • Внутренняя информация о деятельности предприятия
  • Соответствующая организационная структура
  • Новейшие программные продукты
  • Наличие консультационной услуги
  • Методологическая база контроля и анализа БП
  1. Основные стадии процесса БП:
  • Разработки БП
  • Реализации БП
  • Контроля БП
  • Подготовительная
  1. Принципы реализации БП как процесса:
  • Принцип многовариантности
  • Принцип гибкости
  • Принцип непрерывности
  • Принцип интерактивности
  1. Основная цель БП:
  • Получение прибыли
  • Организация и планирование хоз. деятельности на отдельные периоды
  • Развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя
  • Развитие контактов предпринимателя
  1. Кто является заинтересованными сторонами создания БП:
  • Конкуренты
  • Поставщики
  • Инвесторы
  • Потребители
  • Органы исполнительной власти
  1. ТЭО это:
  • Специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов
  • Краткое и доступное обоснование предполагаемого бизнеса, позволяющее выбрать наиболее перспективные решения
  • Система расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта
  1. Отличие БП от стратегического состоит в:
  • Целях
  • Горизонте времени
  • Масштабе контроля
  1. Разработчиком БП может быть:
  • Руководитель фирмы
  • Менеджер
  • Гос. исполнительный орган
  • Консалтинговая фирма


Тест 2

  1. К основным разделам бизнес-плана не относят:
    1. План маркетинга
    2. План производства
    3. Приложения
    4. Титульный лист
    5. Оглавление
    6. Резюме
  2. Титульный лист бизнес-плана содержит:
    1. Место подготовки плана
    2. Наименование и адрес предприятия
    3. Срок окупаемости проекта
    4. Ожидаемая среднегодовая прибыль
    5. Телефоны предприятия
  3. Оптимальный объем аннотации в бизнес-плане
    1. 0,5 – 2 страницы
    2. 1 – 3 страницы
    3. 3 – 5 страниц
  4. Термином «новый товар» обозначают:
    1. Товар, не имеющий аналогов на рынке
    2. Старый товар с новым функциональным назначением
    3. Товар, с принципиально новыми свойствами
    4. Товар, схожий с товарами-аналогами
  5. К факторам привлекательности товаров не относят:
    1. Цену
    2. Качество
    3. Срок службы
    4. Себестоимость
    5. Цвет товара
      1. Самые распространенные методы для сбора и анализа информации:
        1. Опрос
        2. Эксперимент
        3. Эскиз
        4. Моделирование
      2. Функции маркетинга:
        1. Организационная
        2. Контрольная
        3. Аналитическая
        4. Сбытовая
      3. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах,

оборотных средствах и прогноз затрат определяется в разделе:

  1. Производственный план
  2. Организационный план
  3. Финансовый план
  4. Маркетинговый план
  1. Функции ключевых подразделений описываются в:
    1. Производственном плане
    2. Маркетинговом плане
    3. Организационном плане
    4. Финансовом плане
  2. Система охраны окружающей среды описываются в:
    1. Производственном плане
    2. Маркетинговом плане
    3. Организационном плане
    4. Финансовом плане
  3. Риск потерь связанных с конкретной операцией называется:
    1. Суверенным риском
    2. Финансовым риском
    3. Производственным риском
    4. Трансакционным риском
    5. Актуарным риском
  4. Риск покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии, называется:
    1. Суверенным риском
    2. Финансовым риском
    3. Производственным риском
    4. Трансакционным риском
    5. Актуарным риском
  5. В разделе бизнес-плана «Характеристика объекта бизнеса организации»

приводятся следующие сведения:

  1. Показатели качества товара
  2. Потребности, удовлетворяемые товаром
  3. Патентная защищенность
  4. Емкость рынка
  5. Ценообразование
  6. Реклама
  7. Методы стимулирования продаж
  1. В рамках производственной функции маркетинга решаются проблемы:
    1. Управления конкурентоспособностью продукции
    2. Изучения товародвижения и продаж
    3. Обеспечения материально-технического снабжения
  2. После титульного листа в бизнес-плане следует:
    1. Аннотация
    2. Оглавление
    3. Резюме
    4. Меморандум о конфиденциальности

 

Перечень реферативных  работ (с презентацией в PowerPoint):

  1. Механизм взаимодействия проекта и рынка.
  2. Сущность и содержание проектной деятельности.
  3. Возможности применения теорий проектирования, прогнозиро­вания и программирования в современных условиях.
  4. Система планов и организации проектирования в современных условиях.                             
  5. Организация деятельности органов проектирования: цели, задачи и направления деятельности.
  6. Программно-целевой метод проектирования.
  7. Балансовый метод проектирования.
  8. Сущность и содержание нормативного метода проектирования.
  9. Экономико-математический метод проектирования.
  10. Моделирование плановых процессов: характеристика и зна­чение в системе общегосударственного проектирования.
  11. Сущность и методология индикативного проектирования. Его основные принципы в РФ.
  12. Организация индикативного проектирования: содержание и характеристика основных этапов.
  13. Сущность и содержание целевых комплексных программ: основные виды и их назначение.
  14. Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.
  15. Механизм реализации целевых программ.
  16. Понятие прогнозирования, его связь с проектированием.
  17. Классификация прогнозов.
  18. Система методов прогнозирования.
  19. Организация и основные принципы прогнозирования в ус­ловиях рынка.
  20. Прогнозирование деловой среды фирмы.
  21. Социально-политическое прогнозирование: понятие и характеристика, его необходимость и значение в современных усло­виях.
  22. Источники ошибок в прогнозировании деятельности фирмы и основные направления их преодоления.
  23. Понятие и характеристика внутрифирменного проектирования.
  24. Система проектов предприятия. Ее роль и значение в дея­тельности фирмы.
  25. Организация внутрифирменного проектирования: содержание и характеристика основных его этапов.
  26. Причины неудач внутрифирменного проектирования. Основ­ные направления его совершенствования.                   
  27. Сущность и содержание стратегического проектирования.
  28. Основные стили стратегического проектирования и подходы к нему.
  29. Организация стратегического проектирования: содержание и характеристика основных его этапов.
  30. Понятие проект, его структура и значение в совре­менных условиях.
  31. Организация процесса проектирования: характеристика основных его этапов.
  32. Реализация и контроль за выполнением проекта.
  33. Сущность и содержание финансового проектирования, его значение в деятельности фирмы.
  34. Организация процесса финансового проектирования: характе­ристика основных его этапов.
  35. Долгосрочное и краткосрочное проектирование.
  36. Организация процесса проектирования организационной куль­туры: состав и характеристика основных его этапов.                 
  37. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности. Характеристика основных его форм.
  38. Структура внешнеэкономической деятельности: содержание основных ее элементов.
  39. Процесс проектирования внешнеэкономической деятельности: характеристика основных его этапов.
  40. Сущность и содержание инноваций. Значение и необходимость его плана инноваций в современных условиях.
  41. Характеристика основополагающих элементов инновацион­ной стратегии.
  42. Организация процесса планирования инноваций: содержание и характеристика основных его этапов.

   

Перечень докладов (с презентацией в PowerPoint):

  1. Современные проблемы разработки и внедрения инвестиционного проекта производственного (коммерческого) предприятия.
  2. проектирование на стадиях жизненного цикла организации.
  3. Механизм разработки проекта организации производственной (коммерческой) деятельности вновь созданного (диверсифицированного) предприятия.
  4. Технико-экономическое обоснование привлечения заемного капитала для развития основной деятельности (вспомогательных производств) предприятия.
  5. Финансовое проектирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия.
  6. Обоснование структуры капиталовложений инвестиционного проекта.
  7. Экономическое проектирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия.
  8. Разработка операционного плана инвестиционного проекта.
  9. Обоснование плана маркетинга инвестиционного проекта.
  10. Организационное планирование при разработке инвестиционного проекта.
  11. Обоснование бюджета организационно-структурной единицы предприятия.
  12. Планирование численности персонала производственного предприятия
  13. Планирование диверсификации производства (коммерческой деятельности).
  14. Планирование реконструкции (технического перевооружения) предприятия.

 

Примерный перечень расчетных-аналитических  задач

 

Задача:

Рассчитайте величину плановой рентабельности проекта и срок окупаемости проекта для следующих условий:

Общая стоимость проекта-20 000 000 руб.        Загрузка- рассчитано на 14 двухместных номеров (28 мест), 12 люксов (28-56), 2 VIP люкса (4-12 мест). 

В целом, по ценовой политике, усреднено для простоты расчетов, можно взять общее количество мест-96. Средняя стоимость одного места-полный пансион (проживание, питание) в день -2100 руб.

Учитывая сезонный характер эксплуатационного периода, а также необходимость понижающего коэффициента заполняемости -0,7, прием за количество рабочих дней в месяц- 20 дней.

Как правило, общая сумма себестоимости услуг, а также различные налоги и отчисления составляют не более 59% от суммы дохода.

 

Задача:

Цена продажи одного изделия 10 руб., переменные затраты на производство составляют 8 руб., условно постоянные затраты составили 140 тыс. руб. Какое минимальное количество изделий необходимо продать, чтобы предприятие не имело убытков.

 

Задача:

Оценить ожидаемый коэффициент «Цена/Прибыль» для открытой компании «Х» на момент до широкой публикации ее финансовых результатов за отчетный 2014 год, если известно, что:

Прибыль за 2014 год, руб.

-27 000 000

Прибыль прогнозируемая на 2015 год, руб.

-29 000 000

Ставка дисконта для компании «Х», рассчитанная по модели оценки капитальных активов

-25%

 

Темп роста прибылей компании стабилизирован. Остаточный срок жизни бизнеса компании - неопределенно длительный (указанное может допускаться для получения предварительной оценки).

Владелец кофе предлагает в течение 6 лет получать ежегодный доход от аренды в сумме 600 тыс. руб. в конце шестого года кафе будет продано за 2500 тыс. руб., расходы по ликвидации составят 5% от продажной цены. Прогнозирование доходов от аренды имеет большую степень вероятности, чем возможность продажи объекта за указанную цену.  Различия в уровне риска определяют выбранные аналитиком ставки дисконтирования для дохода от аренды и продажи: 8% и 2% соответственно.

 

Задача:

Дать характеристику основных компьютерных программ, применяемых в бизнес-планировании. Результаты оформить в таблицу.

Прикладная программа

Характеристика

«Project Expert»

 

«Project Risk»

 

«Project Questionnaire»

 

PROPSPIN

 

COMFAR

 

ПО «Альт-Инвест»

 

 

Задача:

Дать заключение о целесообразности инвестиционного проекта  на основе следующих данных:

- на реализацию проекта необходимо 120 т.д..ед.

- средний ежегодный доход при реализации проекта ожидается в размере 40 т.д.ед, в том числе 1 год- 25 т.д.ед., 2 год- 35 т.д.ед., 3 год- 48 т.д.ед.., 4 год и далее – 52 т.д.ед.

- банковский процентов – 10% годовых.

- приемлемый срок окупаемости проекта для инвесторов составляет 3,5 года.

 

 Задача:

Определить продолжительность жизненного цикла проекта строительства завода железобетонных конструкций, если проведение маркетинговых исследований займет 2 месяца, разработка бизнес-плана – 1 месяц, поиск инвесторов и выделение инвестиций на проектирование- 3 месяца, выбор местоположения объекта- 1 месяц, выбор проектировщика м заключение договора на проведение проектно- изыскательных работ- 2 месяца. Проектирование здания завода будет продолжаться полгода. В это  же период времени будет разработано технико-экономическое обоснование инвестиций. После этого начнется строительство. Завод ЖБК будет построен за 2 года. После этого он будет работать 30 лет. Время ликвидации проекта составит 1 год.

 

 Задача:

Прибыль от операций предприятия составила21103 д.ед., амортизационные отчисления -4647 д.ед., инвестиционные затраты- 9390 д.ед., налоговые выплаты-8105 д.ед.

Определить чистый доход инвестиционного проекта и оценить его эффективность, если норма рентабельности инвестиционных затрат должна быть не менее 80%.

 

 Задача:

Вы являетесь менеджером компании «Галактика», функционирующей в сфере по оказанию услуг, связанных с доступом в глобальную сеть Internet.  Компания представляет своим клиентам доступ к сети в различных формах, которые зависят от потребностей абонентов:

-коммутируемый доступ по телефонным линиям,

-постоянный доступа 24 часа в сутки,

- создание сайтов для коммерческих организаций и частных лиц.

Оплата варьируется от состояния рынка. Примерная оценка стоимости доступа будет составлять примерно 2500 руб. в месяц за неограниченный доступ и при временной оплате, зависящей от времени дня будет составлять днем 150 рублей и 100 рублей ночью. За предоставления электронного почтового ящика и доступа к серверу новостей оплата не взимается, также бесплатно будет представлено 5 МБ дискового пространства для нужд пользователя. Использование места на диске выше 5 МБ будет оплачиваться отдельно.

Задача: разработать бизнес-план по внедрению нового вида услуг и тем самым обеспечить доступ в Internet как можно больше абонентов. Предлагаемое число абонентов  min 1000.

 

 Задача:                       

Вы являетесь менеджером  компании «Фрекен Бок». Отрасль, в которой организация осуществляет свою деятельность- мебельная промышленность. Основными видами деятельности являются:

- производство кухонных гарнитуров,

- оптовая и розничная торговая деятельность,

- оказание услуг населению по сборке кухонь,

- выполнение различных ремонтных работ.

Продукцией компании пользуются потребители, как строительные организации, торговые фирмы, а также частные лица.  Компания стремиться к завоеванию новых, более отдаленных рынков сбыта и улучшению качества выпускаемой        продукции.

Задача: разработать бизнес-план по производству нового вида товара, развитие клиентской сети и выход на рынок производства корпусной мебели с новым предложением для отдельного рыночного сегмента. 

 

 Задача:

Вы являетесь инновационным менеджером компании «Караван», функционирующего в сфере производства и продажи хлебобулочных изделий. В настоящее время булочные изделия в вашем городе «Т» не отвечает требованиям покупателя.

Компания намерена расширять свою деятельность, открывать со временем филиалы, а на летнее время создавать выездные кафе-булочные.

Суть проекта заключается в том, чтобы обеспечить жителей города «Т» качественными хлебными изделиями и завоевать выгодную конкурентную позицию на рынке хлебных изделий.

Задача: разработать инновационный бизнес-план предприятия, где должна быть представлена информация об объекте производства, способы будет изготовления измененного или нового вида изделия. Какие намечаются изменения материально-технической базы, а также и другие изменения. Свойственные данному циклу производства изделий.

 

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

  • решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;
  • выполнение контрольной работы и обсуждение результатов;
  • участие в дискуссии по темам дисциплины.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль по дисциплине) проводится в форме зачета.

Таблица 6 – Балльная система оценки результатов освоения дисциплины «Теория и практика оценки эффективности проекта»

Требования к результатам освоения дисциплины

Оценка

1

2

Студент глубоко усвоил программный материал о взаимосвязи между достигнутыми результатами, стратегическими целями фирмы и системой показателей используемых для оценки деятельности   фирмы,   умеет  тесно   увязывать   теорию   с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач Ответы   на   поставленные   вопросы   излагаются   логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются    обоснованные    выводы.    Соблюдаются    нормы литературной речи.

Отлично (зачет) 87-100 баллов

 

Студент   твердо   знает   материал   о   взаимосвязи   между достигнутыми результатами, стратегическими целями фирмы и системой показателей используемых для оценки деятельности фирмы, правильно применяет теоретические положения при решении   практических   вопросов,   владеет   необходимыми навыками и приемами их выполнения Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все   выводы   носят   аргументированный   и   доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи.

Хорошо (зачет) 68-86 баллов

 

Студент  имеет знания только  основного  материала,  дает недостаточно      правильные      формулировки,      допускает нарушения   логической   последовательности   в   изложении программного материала. Неполно раскрываются причинно- следственные связи между явлениями и событиями, изучаемыми дисциплиной. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи. Выводы не достаточно аргументированы и обоснованы.

Удовлетворительно

(зачет)

51-67 баллов

Студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки в его изложении. Не раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями, изучаемыми дисциплиной. Отсутствуют навыки проведения анализа.

Неудовлетворительно (незачет) Менее 51 балла

 

7  Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП

Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений, навыков содержатся в разделе 2 рабочей программы «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной  программы».

Показателями оценивания компетенций являются наиболее значимые знания, умения и владения, которые формирует дисциплина «Теория и практика оценки эффективности проекта».

В качестве шкалы оценивания в ходе промежуточной аттестации предлагаются три уровня освоения компетенций (пороговый, продвинутый, высокий), каждый из которых описывается посредством критериев оценивания (см. раздел 7.3).

 

7.2 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки владений, умений, знаний, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОП

 

Итоговый тест

  1. Плановая деятельность включает в себя следующие элементы:

а) прогнозирование;

б) планирование;

в) государственный заказ;

г) экономические нормативы;

д) программирование;

е) контрольные цифры;

ж) плановое регулирование;

з) государственное предпринимательство.

  1. Методология планирования включает в себя следующие элементы:

а) принципы;

б) проекты;

в) методы;

г) критерии;

д) показатели;

е) методику;

ж) процессы;

з) логику.

  1. Основными методологическими принципами планирования являются:

а) принцип научности;

б) принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей;

в) принцип ликвидности плановых показателей;

г) принцип повышения эффективности общественного производства;

д) принцип пропорциональности и сбалансированности;

е) принцип единства теории и практики управления;

ж) принцип приоритетности;

з) принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

  1. К методам общегосударственного планирования относятся:

а) программно-целевой;

б) балансовый;

в) статистический;

г) нормативный;

д) правовой;

е) экономико-математический;

ж) хозрасчетный.

  1. По горизонту планирования система планов и плановых документов включает в себя:

а) оперативный;

б) текущий;

в) среднесрочный;

г) долгосрочный;

д) индикативный;

е) стратегический;

ж) финансовый.

  1. По уровням воспроизводства и планирования выделяют:

а) планы предприятий, организаций, объединений;

б) планы территориальных органов;

в) планы отраслевых министерств и ведомств;

г) республиканские планы;

д) бизнес-планы;

е) народно-хозяйственные планы;

ж) стратегические планы;

з) международные планы и плановые документы.

  1. Система планов предприятия включает в себя:

а) стратегический;

б) индикативный;

в) балансовый;

г) бизнес-план;

д) финансовый;

е) планирование культуры экономической организации;

ж) планирование внешнеэкономической деятельности;

з) государственный бюджет.

  1. Социально-экономическое прогнозирование базируется на принципах:

а) системности;

б) вероятности;

в) научной обоснованности;

г) адекватности;

д) альтернативности;

е) прогрессивности;

ж) целенаправленности.

  1. К основным функциям прогнозирования в условиях рынка относят:

а) предвидение тенденций развития;

б) ретроспективный анализ ситуации;

в) выявление альтернативных вариантов развития;

г) мониторинг деятельности;

д) прогнозную оценку исследуемого объекта;

е) вероятностное многовариантное предвидение будущего.

  1. По уровню управления (масштабу) система прогнозов включает в себя:

а) индивидуальные;

б) региональные;

в) республиканские;

г) отраслевые;

д) народно-хозяйственные;

е) международные;

ж) местные.

  1. По горизонту прогнозирования выделяют следующие прогнозы:

а) оперативные;

б) краткосрочные;

в) среднесрочные;

г) текущие;

д) долгосрочные;

е) сверхдолгосрочные;

ж) бессрочные.

  1. По характеру прогнозирования выделяют следующие прогнозы:

а) частные;

б) обобщающие;

в) генетические;

г) нормативные;

д) комбинированные;

е) одновариантные;

ж) многовариантные;

з) смешанные.

  1. По объектам прогнозирования выделяют следующие прогнозы:

а) экономические;

б) плановые;

в) социальные;

г) научно-технические;

д) экологические;

е) процессные;

ж) оперативные.

  1. Методы прогнозирования включают в себя:

а) программно-целевые методы;

б) методы экспертных оценок;

в) методы моделирования;

г) балансовый метод;

д) методы экстраполяции.

  1. Целевые комплексные программы (ЦКП) подразделяются на ряд типов:

а) социально-экономические;

б) хозрасчетные;

в) научно-технические;

г) производственно-экономические;

д) народно-хозяйственные;

е) территориально-региональные;

ж) экологические;

з) организационно-хозяйственные.

  1. К основным показателям индикативного планирования относятся:

а) лимиты;

б) контрольные цифры;

в) национальный доход;

г) ВВП;

д) экономические нормативы.

  1. Плановое регулирование включает:

а) согласование плановых целей и задач;

б) прямое вмешательство государства в экономику;

в) косвенное вмешательство государства в экономику;

г) планомерность экономических показателей;

д) меры воздействия государства на различные сферы жизнедеятельности.

  1. Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через:

а) расширение государственной собственности;

б) налоговые ставки;

в) законотворчество;

г) государственный заказ;

д) кредитно-денежную политику;

е) дотации.

  1. К косвенным методам государственного регулирования относятся:

а) прямое бюджетное финансирование;

б) субсидии;

в) кредитно-денежная политика;

г) фискальная политика;

д) лицензирование;

е) амортизационная политика;

ж) государственные ассигнования.

  1. Государственный заказ используется:

а) в командно-административной экономике;

б) в рыночной экономике;

в) при переходе экономики к рынку.

  1. Контракт по выполнению государственного заказа – это:

а) безвозмездные ссуды, покрывающие фактические издержки производства их получателя;

б) основной документ, определяющий права и обязанности сторон по выполнению государственного заказа;

в) одна из форм государственного регулирования экономики;

г) документ, содержащий широкий круг показателей, основными из которых являются финансовые, экономические, инженерно-технические, социальные.

  1. Система органов планирования и прогнозирования включает следующие элементы:

а) общесоюзные органы планирования;

б) органы отраслевого планирования;

в) региональные органы планирования;

г) международные органы планирования;

д) органы планирования предприятий, организаций, объединений;

е) федеральные органы планирования;

ж) местные органы планирования.

  1. К основным стилям стратегического планирования, по Бернарду Тейлору, относятся:

а) стратегия как система всеобъемлющего контроля;

б) стратегия как рамка для инноваций;

в) стратегический мониторинг ситуации;

г) стратегическое управление;

д) политическое планирование;

е) исследование будущего;

ж) прогнозирование исследуемого объекта.

  1. Бизнес-план включает в себя следующие разделы:

а) краткий обзор или резюме проекта;

б) компания и отрасль;

в) продукция / услуги;

г) рынок и маркетинг;

д) стратегия маркетинга;

е) производственная деятельность;

ж) управление и права собственности;

з) стратегия финансирования;

и) риски и их учет;

к) приложения.

  1. К объектам планирования организационной культуры относятся:

а) ценности;

б) цели;

в) лидеры;

г) культурные коммуникации;

д) культурные процедуры;

е) должностные инструкции;

ж) формы управления организационной культурой.

 

7.3 Методические материала, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

Вопросы для подготовки к зачету

1.Мотивы разработки проекта.

  1. Источники для сбора исходной информации для проектирования.
  2. Инновационная и инвестиционная деятельность при проектировании.
  3. Инвестиционные проекты, их сущность и назначение.
  4. Роль планирования, понятие, и значение в рыночной экономике. Функции планирования.
  5. Бизнес как объект проектирования.
  6. Методология и организация проектирования.
  7. Система проектов на предприятии.
  8. Стратегический проект, его сущность и назначение.
  9. Текущие и оперативные проекты, их сущность и назначение.
  10. Определение целей и задач предприятия, отражаемых в проекте.
  11. Сущность, основные черты планируемого товара.
  12. Затраты основного вида деятельности и их учет в проектировании.
  13. Определение цены продукции. Порядок ее применения в планировании бизнеса.
  14. Рынок сбыта продукции. Определение его объема. Его учет в проектировании.
  15. Сегментация и емкость рынка.
  16. Анализ конкуренции на рынке при проектировании бизнеса.
  17. Стратегия и план маркетинга. Их применение в проекте.
  18. Система целей бизнеса, структуризация целей.
  19. Риски и страхование, группы риска и их применение в проектировании.
  20. Показатели риска. Определение возможной величины потерь и их учет при составлении проектов.
  21. Финансовый проект бизнеса: сущность и содержание.
  22. Финансовый анализ: расчет основных показателей.
  23. Реализация продукции. Определение плана продаж.
  24. Потоки денежных средств предприятия и их баланс.
  25. Приток поступления денежных средств. Определение их величины, учет в проектировании.
  26. Отток денежных средств. Определение его величины, учет в проекте.
  27. Стратегия финансирования предприятия. Ее цели, сущность и содержание.
  28. Инвестиции: понятие, виды, источники.
  29. Показатели эффективности привлечения инвестиций.
  30. Инвестиции, оценка их величины для реализации проекта.
  31. Определение величины собственных и заемных средств, необходимых для реализации проекта.
  32. Внутрипроизводственное проектирование на предприятии, цели и задачи, связь с системой проектирования бизнеса.
  33. Компьютерные технологии в инвестиционных и инновационных проектах.
  34. Реализация проекта через Интернет.

 

8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативные  акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014 г., с изм. от 08.03.2015г.). – URL: http://consultant.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015). - URL: http://consultant.ru.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996  г. № 14–ФЗ (ред. от 06.04.2015 г., с изм. 07.04.2015 г.).  - URL: http://consultant.ru.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.). - URL: http://consultant.ru.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу 01.10.2013). - URL: http://consultant.ru.
  6. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ (ред. от 06.04.2015). - URL: http://consultant.ru.
  7. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 04.2015). - URL: http://www.consultant.ru.
  8. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013). - URL: http://consultant.ru.
  9. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., вступившими в силу с 18.12.2011). - URL: http://consultant.ru.
  10. Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.1998 г. №164-ФЗ (ред. от 31.12.2014). - URL: http://consultant.ru.
  11. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г.№127-ФЗ (ред. от 12.2014). - URL: http://www.consultant.ru.
  12. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в ред. от 29.12.2014). - URL: http://consultant.ru.
  13. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации амортизационных средств, включаемых в амортизационные группы» (ред. от 10.12.2010). - URL: http://consultant.ru.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2006 № 697 «О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы». - URL: http://consultant.ru.
  15. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». - URL: http://consultant.ru.
  16. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №32н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» Зарегистрировано в Минюсте России 05.1999 № 1791). - URL: http://www.consultant.ru.
  17. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 10/99» Зарегистрировано в Минюсте России 05.1999 № 1790). - URL: http://www.consultant.ru.

Основная литература

  1. Горемыкин В. А.Планирование на предприятии [Текст] : учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / В. А. Горемыкин. - М.: Трикста: Академ. Проект, 2014. - 522 с. 
  2. Основы антикризисного управления предприятиями [Текст] : учеб. пособ. для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / Н. Н. Кожевников; Е. И. Борисов; А. Г. Зубкова [и др.]; под ред. Н. Н. Кожевникова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2011. - 496 с.
  3. Бухалков М. И.Планирование на предприятии [Текст] : учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / М. И. Бухалков. - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2010.- 256с.
  2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. - М.: Форум, 2010.-144с.
  3. Баскакова О.В. Экономика организации (предприятия): Учебно-методическое пособие. – М.: Дашков и К, 2010.-254с.
  4. Владимиров Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2011.-148с.
  5. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 2007. -456с.
  6. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – 178с.
  7. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. – М.: Дашков и К, 2009.- 226с.
  8. Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия. – Москва: ГроссМедиа, 2010.- 136с.

Периодические издания

  1. «Россия в цифрах». Статистический ежегодник.
  2. Российский журнал менеджмента
  3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».
  4. Журнал «Проблемы теории и практики управления».

 

9  Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gov.ru (сайт Правительства РФ)
  2. http://www.ilo.ru (официальный сайт Международной организации труда)
  3. http://www.infp.gks.ru ( официальный сайт Госкомстата)
  4. http://www.sclaha.ru/cgi-bin/ regbase.pl (Россия в цифрах)
  5. http://www.government.ru (Министерство здравоохранения и социального развития)
  6. http://www.remier.gov.ru (Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.)
  7. http://www.gorant.ra/prime(Социально-трудовые отношения в кризисный период. Материалы VI съезда Всероссийской конференции труда.)
  8. http://www.inion.ru (офицальный сайт Института научной информации по общественным наукам).
  9. http://www.i-u.ru/Русский Гуманитарный Интернет – Университет – Библиотека
  10. http://www.management.com.ua/ - Интернет портал для управленцев
  11. http://www.big.spb.ru/ - бизнес-инжиниринг / современная технология управления
  12. http://www.megabook.ru/business/ - экономический словарь
  13. http://www.glossary.ru/ - служба тематических толковых словарей
  14. http://grebennikon.ru - электронная библиотека журналов Издательского дома Гребенникова – электронная библиотека статей по маркетингу, менеджменту, финансам, управлению
  15. http://orlovs.pp.ru/ - высокие статистические технологии – раздел экономика и менеджмент
  16. http://www.md-management.ru/ - «MD-Менеджмент»: все об управлении
  17. http://www.bpm-online.ru/ - все об управлении бизнес процессами, стратегией, финансами, персоналом, маркетингом.
  18. http://www.kmtec.ru/ - технологии менеджмента знаний – Центр компетенции по технологиям менеджмента на основе знаний.
  19. http://www.cfin.ru/management/ - менеджмент – теория и практика фин анализа, инвестиции, менеджмент, финансы, журналы
  20. http://vernikov.ru/ - все о менеджменте и IT
  21. http://ek-lit.agava.ru/books.htm - Библиотека экономической и деловой литературы. Читальня
  22. http://eup.kulichki.net/Catalog/All-All.htm - Библиотека экономической и управленческой литературы. Бесплатная электронная библиотека (монографии, диссертации,  книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций, рефераты, учебники)
  23. http://econom.nsc.ru/jep/ - Виртуальная экономическая библиотека
  24. http://www.garant.ru/ - Гарант
  25. http://www.vopreco.ru/ - Журнал «Вопросы экономики»
  26. http://www.expert.ru/ - Журнал «Эксперт»
  27. http://www.akdi.ru/ - Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь»
  28. http://www.consultant.ru/ - Консультант-Плюс
  29. http://economicus.ru/ - Проект института «Экономическая школа»
  30. http://dic.academic.ru/searchall.php - Словари и энциклопедии
  31. http://glossary.ru/ - Служба тематических толковых словарей
  32. http://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал – Экономика, Социология, Менеджмент

 

  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

10.1 Общие положения по выполнению контрольной работы

Контрольная работа по курсу «Теория и практика оценки эффективности проекта» предназначена  для проверки   степени усвоения студентами пройденного  материала по данной дисциплине.

Контрольная работа выполняется после прослушивания студентами лекционного курса по дисциплине и их самостоятельной работы с рекомендованной преподавателем учебной литературой. Контрольная работа должна показать, что ее автор освоил фундаментальные знания в области современного анализа финансовых проблем компании в рыночной среде.

Контрольная работа  носит теоретико-практический характер и дает дополнительный опыт самостоятельной работы над выбранной темой, заключающийся в подборе необходимой литературы, письменном изложении материала на основе систематизации, обобщении, критическом анализе изученного материала и умении решения практических задач.

Список информационных источников должен содержать не менее 7 наименований.

Номер варианта контрольной работы устанавливается в соответствие с последней цифрой номера зачетной книжки.

Контрольная работа содержит задания следующих типов:

  • контрольные тесты, решение которых предусматривает выбор из предлагаемого набора ответов правильного варианта (вариантов);
  • задачи, требующие финансовых вычислений и разработанные на основе фактических материалов из реальной экономической ситуации конкретных хозяйствующих субъектов.

При выполнении заданий в виде контрольных тестов необходимо переписать условие задания, затем указать правильный ответ и дать краткое обоснование сделанного выбора. Обоснование должно быть четким и лаконичным, опираться на знание теории и практики инвестиций.

Решение задач, требующих финансовых вычислений, должно содержать:

  • условие задания;
  • перечень вводимых условных обозначений;
  • краткую запись исходных данных с их использованием;
  • применяемые для расчета формулы;
  • расчетную часть с пояснениями;
  • ответ.

В методических указаниях по курсу «Теория и практика оценки эффективности проекта» представлены 10 вариантов контрольных работ.  Номер варианта контрольной работы устанавливается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

Выполненная и  оформленная в соответствие с требованиями кафедры  «Менеджмент и маркетинг» контрольная работа регистрируется в репозитории и сообщается преподавателю для проверки и выставления оценки.

В случае неверного решения контрольной работы студент должен подготовить и представить повторную контрольную работу того варианта, который ему укажет преподаватель.

Требования к оформлению контрольной работы

Текст контрольной работы выполняется с использованием компьютера. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт – Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал - 1,5. Полужирный шрифт для выделения названий структурных элементов работы, отдельных слов не используется. Не разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельных терминах, положениях, формулах путем использования шрифтов разной гарнитуры.

Номера страниц проставляют в середине нижнего поля листа, соблюдая сквозную нумерацию. Точка в номере страницы не ставится. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы не проставляется. Нумерация начинается со второй страницы — «Содержание».

Каждое задание и другие структурные элементы работы — содержание, список использованных источников  — начинаются с новой страницы.

Формулы в контрольной работе выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе, при этом номер формулы указывается в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Формулы должны быть написаны с помощью редактора формул .

Таблицы располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Заголовок таблицы располагается по ширине страницы. Слово «Таблица», ее порядковый номер и название через тире помещают над таблицей слева без абзацного отступа. Точка в конце заголовка не ставится. После таблицы до следующего основного текста работы пропускают одну строку полуторного интервала.

В заключительной части контрольной работы необходимо привести список использованных источников, содержащий не менее 10-12 учебников, монографий и статей периодической печати.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, которые использовались при написании контрольной работы и приводятся в следующем порядке:

  • федеральные конституционные законы и федеральные законы (в хронологической очередности ‑ от последнего года принятия к предыдущему);
  • нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
  • нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
  • прочие федеральные нормативные правовые акты;
  • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • муниципальные правовые акты;
  • монографии,  учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
  • авторефераты диссертаций (в алфавитном порядке);
  • научные статьи (в алфавитном порядке);
  • источники на иностранном языке;
  • Интернет-источники.

Источники нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа.

Объем контрольной работы не должен превышать 12 страниц формата А4 (шрифт 14, полуторный интервал). Образец оформления титульного листа приведен далее.


Варианты контрольной работы

Вариант 1

  1. Механизм взаимодействия проекта и рынка.
  2. Организация процесса планирования организационной культуры: состав и характеристика основных его этапов.

Вариант 2

  1. Сущность и содержание проектной деятельности.
  2. Сущность и методология индикативного проектирования. Его основные принципы в РФ.

Вариант 3

  1. Возможности применения теорий планирования, прогнозирования и программирования в современных условиях.
  2. Сущность и содержание целевых комплексных программ: основные виды и их назначение

Вариант 4

  1. Система планов и организации проектирования в современных условиях.
  2. Организация деятельности органов планирования: цели, задачи и направления деятельности.

Вариант 5

  1. Программно-целевой метод проектирования.
  2. Прогнозирование деловой среды фирмы.

Вариант 6

  1. Балансовый метод проектирования.
  2. Моделирование плановых процессов: характеристика и значение в системе общегосударственного проектирования.

Вариант 7

  1. Организация индикативного проектирования: содержание и характеристика основных этапов.
  2. Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.

Вариант 8

  1. Механизм реализации целевых программ.
  2. Понятие прогнозирования, его связь с проектированием.

Вариант 9

  1. Социально-политическое прогнозирование: понятие и характеристика, его необходимость и значение в современных условиях.
  2. Система проектов предприятия. Ее роль и значение в деятельности фирмы.     

Вариант 10

  1. Организация внутрифирменного проектирования: содержание и характеристика основных его этапов.
  2. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности. Характеристика основных его форм.

 

  1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

Каждый обучающийся в течение всего обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом электронно-библиотечной системе и электронной информационно-образовательной среде Краснодарского филиала Финансового университета.

Электронная информационно-образовательная среда Финансового университета обеспечивает:

  • доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик, к указаниям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации;
  • проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых осуществляется с применением электронного обучения.

Информационные справочные системы

1 www.consultant.ru — Справочная правовая система «Консультант Плюс».

www.garant.ru —Справочная правовая система «Гарант».

3 Поисковые системы Yandex,Google, Rambler, Yahoo и др.

 

12 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническая база Краснодарского филиала Финансового университета соответствует действующим противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Образовательный процесс обеспечивается специальными помещениями, которые представляют собой аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещения для самостоятельной работы студентов и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, обеспечивающими представление учебной информации большой аудитории, демонстрационным оборудованием.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой, обеспечивающей доступ к сети Интернет и электронной информационно-образовательной среде Краснодарского филиала Финансового университета.

 





ИЛИ