ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Характеристика курсовой работы

 

1.2 Руководство, обеспечение и организация подготовки курсовой работы

 

1.3 Исполнение и этапы подготовки курсовой работы

 

 

 

ГЛАВА II ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

2.1 Выбор направления, определение проблемы и темы исследования

 

2.2 Определение объекта и предмета исследования

 

2.3 Формулирование цели, задач и гипотезы исследования

 

2.4 Выбор методов исследования

 

 

 

ГЛАВА III ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

3.1 Теоретический анализ литературных источников

 

3.2 Педагогическое наблюдение

 

3.3 Опрос

 

3.4 Экспертное оценивание

 

3.5 Контрольные испытания

 

3.6 Педагогический эксперимент

 

3.7 Педагогическое моделирование

 

3.8 Математико-статистические методы

 

 

ГЛАВА IV ЛИТЕРАТУРНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

4.1. Структура и содержание разделов курсовой работы

 

4.1.1 Титульный лист

 

4.1.2 Содержание (оглавление)

 

4.1.3 Введение

 

4.1.4 Обзор литературы

 

4.1.5 Выводы

 

4.1.6 Приложения

 

4.2 Требования к оформлению материала курсовой работы

 

4.2.1 Литературный текст

 

4.2.2 Иллюстративное оформление

 

ГЛАВА V ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

5.1 Защита курсовой работы

 

5.2 Требования к докладу

 

5.3 Требования к ответам на вопросы

 

5.4 Критерии оценки курсовой работы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Тематика курсовых работ ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

 

Приложение 2.  Тематика курсовых работ по специальности дисциплине Педагогика

 

Приложение 3. Образец оформления титульного листа

 

Приложение 4. Образец оформления оглавления

 

Приложение 5. Примеры оформления библиографического описания

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 49.02.01 Физическая культура студенты выполняют курсовые работы по ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам и дисциплине «Педагогика».

Задачами подготовки курсовой работы являются:

  • развитие творческой инициативы и самостоятельности студентов при решении поставленных перед ними задач;
  • овладение методологией исследования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем;
  • критический анализ научно-методической и периодической литературы по теме курсовой работы;
  • историография исследуемой проблемы и ее современного состояния, а также передового педагогического опыта и инновационных процессов в сфере образования, физической культуры и спорта;
  • совершенствование умений в литературно-графическом оформлении и представлении результатов исследования.

Выполнение курсовой работы способствует углубленному усвоению лекционных  курсов и формированию следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Курсовая работа по ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам и дисциплине «Педагогика» представляет собой самостоятельное творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике. При ее выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, нормативно-правовых актов, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением. Системой курсовых работ студент подготавливается к выполнению более сложной задачи – дипломному проектированию.

В результате выполнения курсовой работы студенту необходимо показать готовность к владению основными исследовательскими умениями:

  • пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, теории и истории физической культуры и т.д.;
  • изучать научную литературу по выбранной теме и фиксировать нужную информацию;
  • анализировать педагогический опыт, имеющийся в различных типах образовательных учреждений;
  • выполнять фрагмент опытно-экспериментальной работы, обрабатывать полученный эмпирический материал, анализировать, систематизировать, интерпретировать его и делать выводы.

Выполнение курсовой работы способствует:

  • углубленному изучению проблем, определяющих предмет изучаемой специальности;
  • развитию научно-исследовательских способностей студентов и повышению их заинтересованности в своей профессии;
  • ориентированию на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность;
  • формированию ориентации студентов на созидательную профессиональную самоорганизацию.

Актуальность рекомендаций обусловлена следующими факторами: необходимостью стандартизации основных требований к структуре и содержанию курсовой работы, отсутствием четких критериев оценки качества курсовых работ, затруднениями студентов при подготовке и выполнении курсовых работ, их литературно-графическом оформлении.

 

ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Характеристика курсовой работы

В зависимости от содержания, определяемого предметом, целью и задачами исследования курсовые работы по ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам и дисциплине «Педагогика» могут носить теоретический, практический или опытно-экспериментальный характер. 

По структуре курсовая работа теоретического характера состоит из:

-        введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

-        теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

-        заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

-        списка используемой литературы;

-        приложения.

По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

-        введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

-        основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая может быть представлена разработкой учебно-методического сопровождения взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

-       списка используемой литературы;

-      приложения.

По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:

-        введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

-        основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, описаны основные этапы эксперимента, приводится психолого-педагогическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

-        заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

-        списка используемой литературы;

-       приложения.

 

1.2 Руководство, обеспечение и организация подготовки курсовой работы

Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, анализ выполнения намеченных задач, подведение итогов подготовки курсовых работ.

Организация включает планирование, подготовку студентов и руководителей, контроль и учет результатов работы по выполнению курсовых работ.

Обеспечение состоит из методического и материального обеспечения, создания необходимых условий для выполнения студентами курсовых работ.

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовых работ осуществляется заместителем директора по учебной работе, предметно-цикловой комиссией (ПЦК) физкультурно-педагогического направления, преподаватели которого должны утвердить тематику дипломных работ и довести ее до сведения студентов.

Руководитель курсовой работы:

  • проводит занятия и консультации;
  • рекомендует студенту основную и дополнительную литературу, методы исследования и т.д.;
  • проверяет качество и достоверность исследования;
  • контролирует сроки выполнения курсовой работы и информирует председателя предметно-цикловой комиссии;
  • проверяет и оценивает качество выполнения отдельных разделов и работы в целом.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом, при условии обосновании им целесообразности ее разработки. Закрепление тем курсовых работ за студентами оформляется приказом руководителя колледжа.

На занятиях частично или полностью рассматриваются следующие вопросы:

  • краткая характеристика и назначение курсовых работ;
  • руководство и организация;
  • порядок и этапы выполнения работы;
  • содержание этапа подготовки к выполнению курсовой работы;
  • содержание этапа непосредственного выполнения курсовой работы;
  • структура и содержание разделов курсовой работы;
  • требования к литературно-графическому оформлению;
  • требования к библиографии (составлению списка литературы);

 

1.3 Исполнение и этапы подготовки курсовых работ

  Исполнение – непосредственное практическое осуществление мероприятий исполнителями (студентами, преподавателями, работниками библиотеки и т.д.).

В процессе выполнения курсовой работы можно выделить ряд этапов, отличающихся по направленности, задачам и содержанию деятельности всех исполнителей:

Первый этапподготовительный – от выбора темы до составления плана исследования.

Второй этапсобственно исследовательский – от начала непосредственной работы по теме исследования до формулирования выводов.

Третий этапоформительско-корректировочный – от завершения теоретических и эмпирических изысканий по теме с формулированием выводов до литературно-графического оформления работы и передачи информации.

 

ГЛАВА II ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1 Выбор направления, определение проблемы и темы исследования

В физической культуре основные направления связаны со сферами прикладной, научно-теоретической и научно-дидактической деятельности. Проблема – это совокупность задач различной степени сложности, решение которых необходимо на данном этапе. Тема исследования является составной частью проблемы. В результате исследования по теме получают ответы на определенный круг вопросов, охватывающих часть проблемы.

Под научными вопросами обычно понимаются научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Пример формулирования направления, проблемы и темы исследования (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам):

Физическое воспитание школьников (направление);

Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию в школе (комплексная проблема);

Перед системой образования поставлена конкретная задача - создать такие условия обучения в школе, чтобы  ребенку было комфортно и психологически, и физически; чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Специальные исследования в контексте сочетания личностно ориентированной и социально ориентированной функции физического воспитания позволяют констатировать существование ряда противоречий:

- между объективной необходимостью совершенствования и развития физического воспитания в России и ее реальным состоянием;

- между обязательными требованиями к уровню подготовки государственного образовательного стандарта и уровнем здоровья и физической подготовленности школьников;

- между необходимостью осуществления индивидуализации и дифференциации процесса обучения и неготовностью учителей к этому.

Возможные пути решения обозначенной проблемы: процесс индивидуализации обучения с комплексным диагностическим сопровождением,  рациональное сочетание индивидуальной формы с другими формами обучения, осуществление дифференциации обучения, системный характер подготовки учителей к индивидуализации и дифференциации обучения.

Дифференцированное обучение по физической культуре учащихся среднего школьного возраста в зависимости от их психофизического состояния (тема).

Выбор направления, темы исследования определяются их актуальностью, перспективностью, возможностями, научной эрудицией, опытом, интересами, сферой настоящей и предстоящей профессиональной деятельности.

Избранная тема должна быть актуальной, иметь четко очерченные границы. Название темы должно быть простым и отражать содержание работы.

Примерные темы курсовых работ по ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам и дисциплине «Педагогика»  представлены в приложении 1, 2.

Студент в период выполнения курсовой работы:

- подбирает, изучает, проводит критический анализ, обобщение, реферирование материалов литературных источников по теме исследования;

- изучает и обобщает передовой опыт работы преподавателей физической культуры, педагогов дополнительного образования, тренеров и т.д. по исследуемой проблеме;

- использует для решения поставленных задач психолого-педагогические и медико-биологические методы исследования;

- применяет методы математической статистики при обработке полученных материалов исследования;

- посещает инструктивно-методические занятия, научные семинары;

- самостоятельно анализирует результаты исследования, оформляет в соответствии с современными требованиями курсовую работу;

- отвечает за достоверность полученных результатов.

 

2.2 Определение объекта и предмета исследования

Объектом исследования является материальная (в том числе биологическая) или идеальная (в том числе педагогическая) система (например, учащиеся какого-либо класса, система профессионально-прикладной физической подготовки и т.п.).

Объект исследования выступает как заданное, понимается всегда шире, чем предмет исследования.

Предмет исследования – это структура системы, ее элементы, различные свойства, подлежащие изучению (например, физическая подготовленность учащихся старших классов; особенности содержания и методики профессионально-прикладной физической подготовки).

Другими словами, объект исследования – это то, на что направлено внимание исследователя, предмет исследования – это то, что непосредственно исследуется в объекте. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Примеры (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам):

Объект исследования – прикладная физическая культура.

Предмет исследования – методика прикладной физической подготовки юношей сельской школы к профессии водителя.

Объект исследования – физическое воспитание учащихся.

Предмет исследования – структура и содержание домашних заданий по физической культуре в общеобразовательной школе.

Объект исследования – современная система физического воспитания студентов в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – средства и методы повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям на занятиях физической культурой.

Объект исследования – система спортивной подготовки в единоборствах.

Предмет исследования – обучение технико-тактическим действиям в дзюдо.

 

Примеры (дисциплина Педагогика):

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет  исследования: процесс оценивания знаний, умений, навыков, компетентностей учащихся общеобразовательной школы.

Объект исследования: технологический подход к воспитанию.

Предмет исследования: технология коллективных творческих дел.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: нетрадиционные формы проведения занятий.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет  исследования:  методы, приемы и средства этнопедагогики.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет  исследования: особенности образовательной среды, условий, способствующих  формированию межнациональной толерантности.

 

2.3 Формулирование цели, задач и гипотезы исследования

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Предварительный анализ литературы и изучение опыта педагогической физкультурно-спортивной деятельности позволяют сформулировать основные задачи исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой отражает идею, цель курсовой работы, раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Задач должно быть немного – от трех до пяти.

Формулирование цели и задач исследования начинается с глагола совершенного вида сослагательного наклонения:

разработать,

выявить,

обосновать,

определить,

изучить,

установить,

проверить,

сравнить,

уточнить,

оценить,

доказать и т.д.

 

Примеры (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам):

Цель исследования – проверить эффективность средств прикладной физической подготовки в плане развития специальных качеств водителя.

Цель исследования – дать научно-теоретическое обоснование содержанию и организации домашних заданий учащихся по физической культуре.

Цель исследования – разработать один из вариантов системы физического самовоспитания и критерии оценки ее эффективности.

Цель исследования – проанализировать эффективность внутреннего и внешнего функционирования физического воспитания в общеобразовательной школе.

 

Примеры (Педагогика):

Цель исследования - проверить эффективность использования  накопительной системы оценивания образовательных результатов учащихся.

Цель исследования: проанализировать возможности технологии коллективных творческих дел для развития личности учащихся и формирования гармоничных взаимоотношений в коллективе.

Цель исследования: проанализировать возможности нетрадиционных форм обучения в повышении эффективности занятий по физической культуре.

Цель: исследовать возможности этнопедагогики для формирования интереса к физической культуре и спорту.

Цель исследования: экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования толерантности у школьников в процессе подвижно-игровой и внеурочной  деятельности.

 

Пример

Тема: Военно-прикладная направленность физического воспитания юношей.

Цель – разработать модель военно-прикладной физической подготовки юношей для периода, предшествующего призыву их в вооруженные силы.

Задачи исследования:

  1. Изучить психо-физическое состояние юношей 16-17-летнего возраста.
  2. Разработать модель физического воспитания с военно-прикладной направленностью.
  3. Проверить эффективность опытной модели в подготовке юношей к воинской службе.

Как видно из приведенного примера, первая задача связана с выявлением сущности, структуры, закономерностей изучаемого процесса. Вторая задача предполагает определение наиболее характерных способов педагогической коррекции объекта, т.е. вмешательство исследователя в педагогический процесс с целью его оптимизации. Третья задача – разработку конкретных практических рекомендаций или комплекса мер, направленных на совершенствования объекта исследования.

Поставив задачи нужно сформулировать гипотезу своего поиска. Рабочая гипотеза – предварительное утверждение или предположение о путях решения данной проблемы, выраженное в форме научных понятий, сделанное для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.

Примеры (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам)

Рабочая гипотеза состояла в предположении, что на основе комплексного подхода к физическому воспитанию и повышения его военно-прикладной направленности можно избирательно воздействовать на развитие у студентов ряда важных для учебно-боевой    деятельности нравственных, психических, физических качеств и обеспечить высокий уровень общей и специальной подготовленности юношей к воинской службе.

 Рабочая гипотеза состояла в предположении о том, что целенаправленное использование средств специальной физической подготовки позволяет повысить результативность занятий по физической культуре в плане формирования профессиональной пригодности к профессии водителя.

Рабочая гипотеза состояла в предположении, что анализ и обобщение литературных источников позволит обосновать систему домашних заданий как форму физического самосовершенствования учащихся.

Рабочая гипотеза состояла в предположении, что ретроспективный анализ эффективности функционирования физического воспитания в общеобразовательной школе позволит вскрыть имевшиеся организационно-методические недочеты и разработать рекомендации по их устранению.

Примеры (Педагогика)

Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза: использование инновационных  форм оценивания образовательных результатов учащихся приводит к повышению эффективности процесса обучения.

Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза: целенаправленное использование во внеурочной деятельности по физическому воспитанию технологии коллективных творческих дел способствует формированию позитивных личностных качеств, социальной активности и созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза: целенаправленное использование в учебной деятельности по физическому воспитанию нетрадиционных форм проведения занятий способствует повышению эффективности процесса обучения.

Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза: целенаправленное использование на уроках  и во внеурочной деятельности по физическому воспитанию  средств этнопедагогики способствует  повышению интереса к физической культуре.

Исходя, из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза: целенаправленное использование на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности  элементов  культуры различных народов способствует  формированию межнациональной толерантности.        

Таким образом, гипотеза в исследованиях является предположением о том, что предлагаемые автором средства, формы и методы обучения, воспитания, развития могут быть более эффективными, чем имеющиеся.

 

2.4 Выбор методов исследования

Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами курсовой работы, целесообразностью их применения в каждом конкретном случае. Комплексное применение психолого-педагогических и медико-биологических методов позволяет более полно, разносторонне и объективно изучить явление.

В любом педагогическом исследовании ведущими являются педагогические методы. По своей сути комплексным, требующим применения других методов исследования, является эксперимент (опытно-экспериментальная работа).

Для решения педагогических задач используются следующие методы:

  1. Теоретический анализ литературных источников, методических пособий, периодической печати, а также архивной документации.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Опрос: устный (беседа, интервью), письменный (анкетирование).
  4. Экспертная оценка (метод компетентных судей, рейтинг).
  5. Контрольные испытания (тестирование): контрольные упражнения, функциональные пробы.
  6. Педагогическое моделирование.
  7. Педагогический эксперимент.
  8. Математико-статистические методы обработки материалов.

При выборе того или иного метода, определении его пригодности для решения определенной задачи следует руководствоваться следующими требованиями:

- метод должен соответствовать изучаемому явлению, отражать то, что он призван отражать согласно задаче исследования;

- метод должен давать максимум информации об изучаемом факторе;

- при повторных исследованиях необходимо создавать идентичные условия применения методов.

 

ГЛАВА III ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1 Теоретический анализ литературных источников

Данный метод служит средством уточнения понятийного аппарата, получения информации о прошлом и современном состоянии объекта исследования, выявления проблемы и путей ее разрешения.

Работа по подбору литературы обычно начинается после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов: алфавитного, систематического, предметного.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.

В систематических каталогах описания произведений даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами – сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек. Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку – прямому или обратному.

Предметные каталоги отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

Также можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, т.к. последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

При работе с журналами «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Тренер», «Физкультура и спорт», «Педагогика», «Вопросы психологии» и др. следует начинать просмотр с последнего номера, т.к. в конце его приводится указатель статей, опубликованных за прошедший год.

Знакомству с результатами последних исследований в университетах и институтах поможет чтение сборников тезисов, материалов различных научных и научно-методических конференций, симпозиумов.

Для успешного поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:

  1. Вы знаете автора книги или ее название – обратитесь к алфавитному каталогу.
  2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.
  3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.
  4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

В изучении литературных источников можно выделить несколько этапов, название и содержание которых раскрыты в таблице 1.


Таблица 1

Этапы и содержание работы с литературными источниками

Этапы работы

содержание

1. Общее ознакомление

- ознакомление с оглавлением

- беглый просмотр литературного источника

2. Внимательное чтение по главам и разделам

- выделение наиболее важного участка текста

3. Выборное чтение

- перечитывание наиболее важной части текста

4. Составление плана прочитанного материала

- постановка проблем

5. Выписка из прочитанного

- полные и точные (цитата + библиографическое описание с указанием тех страниц, откуда взята цитата)

6. Оформление картотек

- библиографическая картотека (карточки с библиографическим описанием источника)

- картотека выписок (карточки содержат название тематического раздела, к которому относится содержание текста выписки)

- картотека рефератов (содержит библиографическое описание + реферат источника по разным темам)

- картотека иностранной литературы (картотека на языке оригинала + перевод + термины на языке оригинала)

7. Сопоставление прочитанного с другими источниками

 

8. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

 

Изложив существо отдельных положений, нужно выявить точки зрения авторов, вскрыть единство и различия во взглядах, обозначить дискуссионные, неясные и малоразработанные положения.

Необходимо отметить, что нового и оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным ими выводам.

При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возни­кает потребность в повторных просмотрах тех или иных источни­ков, а также необходимостью создать личную картотеку, постро­енную по определенному тематическому признаку. Все библио­графические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шиф­ры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный ис­точник.

Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований.

Еще одним мето­дом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тре­нировок, протоколов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемо­сти и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, стати­стических материалов и т. п. В этих документах фиксируются мно­гие объективные данные, помогающие установить ряд характери­стик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.

По форме фиксации информации существуют: письменные документы (содержат в основном буквенный текст); статистические данные (информация в основном цифровая); иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах (федерального значения, республиканских, краевых, обла­стных). Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологиче­ский принцип либо структурные подразделения учреждения-фондообразователя. При отборе документов в архиве следует, преж­де всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: свод­ным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; ка­талогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы кото­рого необходимы для работы, составляется заявка по форме, име­ющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нуж­но внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходи­мость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выпи­сывать полностью, одновременно указывая название фонда, но­мер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фак­тов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

 

3.2 Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение представляет собой прямое планомерное констатирование фактов и событий на уроке физической культуры, внеурочных мероприятиях по физической культуре, спортивной тренировке, соревнованиях с последующим их анализом и оценкой.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны обучения и воспитания, которые можно фиксировать не нарушая хода педагогического процесса.

     Объектами педагогических наблюдений могут быть: средства и методы обучения,      воспитания, развития, совершенствования физических качеств, тактической подготовки, психологической подготовки, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, деятельность учителя физической культуры (тренера), взаимоотношения между школьниками, спортсменами; параметры, характеризующие технику выполнения физических упражнений; характер и величина тренировочных нагрузок и т.д.

Выбор объекта наблюдения полностью определяется задачами исследования.

По количеству объектов, подлежащих наблюдению, различают тематическое и комплексное (проблемное) наблюдение.

Тематическое наблюдение заключается в том, что из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяются то или иное явление (предмет исследования) и подвергается наблюдению.

Комплексные (проблемные) наблюдения представляют собой наблюдение за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в совокупности одно из определяющих направлений в исследовании предмета.

Например, исследование дифференцированного подхода к физическому воспитанию требует вести наблюдение за различными способами дифференциации и ее результатами, определяющими, в конечном счете, эффективность физического воспитания.

Перед тем как проводить наблюдение необходимо: сформулировать задачи наблюдения; наметить какие стороны педагогического процесса будут изучаться; определить методы фиксации полученных данных и организацию проведения наблюдения; определить методы статистического анализа собранного материала.

Для проведения педагогических наблюдений используются следующие способы:

  1. Протоколирование (словесное описание; графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения (схем, рисунков).
  2. Видеозапись.
  3. Кинозапись.
  4. Звукозапись.

Визуальное наблюдение за техникой исполнения и тактикой можно вести с помощью обычной записи или специальных условных обозначений и таблиц оценки техники и технических действий.

 

3.3 Опрос

В исследованиях, проводимых в области педагогики, физического воспитания и спорта широкой известностью пользуются методы, называемые опросом. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить: анкетирование, интервью, беседу.  Сущность опроса сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы.

Анкетирование – метод получения информации путем письменных ответов респондентов (опрашиваемых) на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Виды анкетирования: сплошное и выборочное, личное и заочное, индивидуальное и групповое.

Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования от­вета, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) — даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемо­го, и анонимные — без указания автора ответов; полные и урезанные; пропе­девтические и контрольные и т. д.

Применяется также «полярная» анкета с балльной оценкой. По аналогии составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалль­ную шкалу:

Добрый

5

4

3

2

1

Жадный

Трудолюбивый

5

4

3

2

1

Ленивый

Ответственный

5

4

3

2

1

Неответственный

Одаренный

5

4

3

2

1

Малоспособный

          Затем каждое качество оценивается по шкале. Число баллов может быть различным, включая положительную и отри­цательную градации (-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5).

Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа – это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Метод анкетирования широко применяется в социометрическом эксперименте, который используется для измерения межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения; в психодиагностике, при изучении мотивации, психических состояний и т.д. для изучения текущего или ретроспективного состояния педагогического явления.

 

3.4 Экспертное оценивание

Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гим­настических упражнений, артистизм в фигурном катании, уро­вень воспитанности личности и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспер­тов.

Экспертиза бывает индивидуальной и групповой. Эксперты могут устно высказать свое мнение или заполнять специальную анкету.

Наиболее простой способ экспертизы – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения. Используя метод ранжирования, эксперты расставляют оцениваемые объекты (спортсменов, педагогические факторы и т.д.) по рангам в порядке от большего предпочтения к меньшему или в порядке ухудшения качества. Место, занятое каждым объектом, определяется числом набранных баллов: чем больше (меньше) сумма баллов, тем выше занятое место (таблица 2).

Форма таблицы, составляемой при проведении экспертизы методом предпочтения.

Таблица 2

№ объекта экспертизы

Результаты ранжирования

Сумма баллов

Занятое место

Номера экспертов

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

3

1

2

3

4

2

1

3

4

1

2

3

 

4

1

3

2

3

2

1

4

4

2

3

1

22

9

12

17

1

4

3

2

Проведение экспертизы включает следующие основные этапы: определение цели, подбор экспертов, выбор методики, проведение опроса и обработку полученной информации, в том числе оценку согласованности индивидуальных экспертных оценок.

 

3.5. Контрольные испытания

Контрольные испытания – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия (контрольные упражнения, функциональные пробы, тесты).

Контрольные испытания в области физического воспитания используются для решения следующих задач:

  • выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функциональ­ного состояния внутренних органов, антропометрические изме­рения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;
  • выявить специальную тренированность спортсмена с помо­щью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;
  • выявить динамику развития спортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);
  • изучить систему планирования процесса тренировки;
  • изучить методы отбора талантливых спортсменов;
  • рационализировать существующие системы тренировки;
  • воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;
  • проверить теоретические положения на практике и подтвер­дить единство и совпадение положений теории и практики;
  • установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;
  • разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

  • тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;
  • антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;
  • тесты для исследования двигательной работоспособности;
  • тесты для исследования физических качеств;
  • тесты для определения технических и тактических навы­ков;
  • тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

  • условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);
  • контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подготовленности;
  • в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;
  • контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);
  • желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испыта­ний для исследуемых.

Общей рекомендацией следует считать про­ведение контрольных испытаний в сроки, которые зависят от це­лей исследования и задач учебно-тренировочного процесса.

В исследованиях, как правило, применяют не один тест, а несколько.

Гомогенная батарея тестов состоит из однородных тестов (например, тестов, позволяющих выявить уровень развития силовых способностей).

Гетерогенная батарея тестов состоит из двигательных заданий различной направленности (например, скоростной, силовой, на выносливость, на проявление аэробных и анаэробных возможностей организма).

 

3.6 Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количествен­ное измерение результатов изменения процесса.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается основным исследовательским методом. Но если при наблюдении исследователь пас­сивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Ла­бораторный эксперимент — это эксперимент, который проводится в искус­ственных, лабораторных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной для испытуемого об­становке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и ла­бораторный, и естественный эксперимент может быть констатирующим или формирующим. Констатирующий эксперимент — выявляет наличное состояние, существующие педагогические факты (до формирующего экс­перимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий, созидательный) экспери­мент — это активное формирование чего-то. На основе констатации и тео­ретического осмысления выделяются и вводятся новые педагогические яв­ления, проверяется их истинность.

Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Требования к педагогическому эксперименту: не допускать риска для здоровья детей; не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

При проведении педагогического эксперимента организуются как мини­мум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности тех нововведений, которые включены в педагогиче­ский процесс.

 

3.7 Педагогическое моделирование

Моделирование – это изучение объекта-оригинала путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению.

При исследовании педагогических явлений используют теоретическое и сетевое моделирование.

Теоретическое моделирование – это построение теоретической модели объекта исследования (опытной модели обучения, воспитания, развития). Теоретические модели представляют собой идеальные образования, зафиксированные в соответствующей знаковой форме и функционирующие по законам логики, отражающей педагогический процесс.

В процессе теоретического моделирования возникают новые идеи, устанавливаются определенные отношения и связи, четче определяются возможные пути дальнейшего поиска.

Сетевое моделирование применяется обычно при изучении процессов управления, при разработке оптимальной программы обучения. Модель дает четкое представление о последовательности обучения, устраняет избыточные связи, позволяет выявить элементы, без которых невозможно дальнейшее обучение. Примерами простейших теоретических моделей являются конспекты занятий, поурочные планы, графики и т.д.

 

3.8 Математико-статистические методы

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемы­ми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повыша­ют надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Обработка полученных результатов математическими методами по спе­циальным формулам позволяет наглядно отобразить выявленные зависи­мости в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Использование методов математической статистики помогает сделать объективные, научно обоснованные выводы при анализе результатов обучения, воспитания, развития, физкультурно-спортивной деятельности, показателей, характеризующих психофизическое состояние человека при занятиях физическими упражнениями.

Рассмотрим основные методы математической статистики, которые наиболее  часто применяются в исследовательской работе и практической деятельности студентами и специалистами физической культуры и спорта.

  1. Провести тестирование и составить одномерный ряд результатов измерений.

Тест – подтягивание на перекладине. Результаты:

Контрольная группа (КГ) – 10, 15, 9, 11, 11, 13, 12, 9, 7, 13.

Экспериментальная группа (ЭГ) – 14, 16, 12, 14, 13, 15, 13, 10, 9, 10.

  1. Провести ранжирование – расположить варианты (результаты измерений) в порядке убывания или возрастания:

КГ – 7, 9, 9, 10, 11, 11, 12, 13, 13, 15.

ЭГ – 12, 14, 14, 15, 16, 16, 17, 17, 20, 24.

  1. Представить результаты измерений в виде вариационного ряда:

Вариационный ряд – ранжированный ряд вариант с указанием их частоты.

КГ: Варианты 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15

                 Частота  1, 2,  1,   2,   1,   2,   1

ЭГ: Варианты 12, 14, 15, 16, 17, 20, 24

       Частота   1    2     1    2    2    1   1

  1. Найти сумму всех результатов измерений:

КГ = (7х1) + (9х2) + (10х1) + (11х1) + (12х1) + (13х2) + (15х1)= 110

ЭГ  = (12х1) + (14х2) + (15х1) + (16х2) + (17х2) + (20х1) + (24х1) = 165

  1. Рассчитать среднюю арифметическую ():

где ∑ – знак суммирования,

       n – число вариант.

  1. Определить размах варьирования – среднее квадратическое отклонение (δ). Величина среднего квадратического отклонения является показателем рассеивания, т.е. отклонения вариант, которые получили в исследовании от их средней величины:

δ =  

где:   Vmax - наибольшее значение варианты;

Vmin - наименьшее значение варианты;

К - табличный коэффициент, соответствующий определенному числу вариант.

Для нашего случая: при n = 10, K = 3,08

δКГ =  

δЭГ =  

Величина среднего квадратического отклонения зависит от величины колебания вариант: чем больше амплитуда различий между крайними значениями вариант, т.е. чем больше изменчивость признака, тем больше величина среднего квадратического отклонения.

  1. Найти стандартную ошибку средней арифметической (±m) – ошибка репрезентативности:

, когда n ≥ 30

, когда n < 30

где: δ - размах варьирования;

        n - количество вариант.

  1. Вычислить среднюю ошибку разности
  2. Определить достоверность различий результатов тестирования. Для этого полученное значение t сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы ƒ = nЭГ + nКГ – 2

где:     nЭГ – количество вариант в экспериментальной группе;

nКГ – количество вариант в контрольной группе

Если окажется, что полученное в эксперименте  t больше граничного значения (t0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, и наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения (t0,05), считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.

Алгоритм (последовательность) действий:

1). Определить в обеих группах следующие статистические параметры: Х; δ; ±m.

2). Рассчитать t.

3). Определить достоверность различий по таблице вероятностей.

По вычисленным показателям t и ƒ в таблице определяется число Р, которое показывает вероятность разницы между ХЭГ и ХКГ.

В данном случае Р < 0,005. Достоверными считаются различия при значимости Р ≤ 0,05, при таких значениях Р достоверность определяемых результатов составляет 95% и более. Уровень 0, 05 означает, что выборочное значение может встретиться в среднем не чаще, чем 5 раз в 100 наблюдениях.

Определенный по формуле критерий (t) подлежит сравнению с табличным (стандартным). Если tрасч. tтабл. – разность между сравниваемыми выборочными показателями называется достоверной.

При уровне значимости 0,05 tтабл.  = 2,1; а tрасч. = 3,2.  Значит различия не только достоверны, но и существенны.

Причины недостоверности: выборка нерепрезентативная; новая методика неэффективна.

 

ГЛАВА IV ЛИТЕРАТУРНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

4.1 Структура и содержание разделов курсовой работы

Структура курсовой работы состоит из следующих разделов и элементов: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; выводы; список литературы; приложения.

 

4.1.1 Титульный лист

Титульный лист является первым листом курсовой работы и оформляется по определенному образцу (приложение 3).

Подписание работы студентом и научным руководителем проводится в день сдачи окончательного варианта курсовой работы.

На титульном листе указывается министерство (комитет), которому подчинено учебное учреждение, название учреждения (в верхней части листа); название темы работы (в центре титульного листа); фамилия, имя, отчество автора работы и научного руководителя; должность, ученую степень, звание научного руководителя (в нижней правой части листа); город и год написания работы (в нижней части титульного листа).

Название работы должно отражать ее содержание, быть кратким и конкретным. Неопределенность формулировок («Некоторые вопросы …», «К проблеме …» и т.д.) не допускается.

 

4.1.2 Содержание (оглавление)

Структурный элемент «Содержание» является второй страницей курсовой работы. Слово «Содержание» записывают прописными буквами посередине страницы без точки в конце.

Содержание включает следующие структурные элементы: термины, определения и сокращения (если этот элемент имеется), введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы (приложение 4).

Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов.

В случае необходимости запись наименования раздела или подраздела может продолжаться на второй (последующей) строке, при этом его продолжают на уровне начала этой записи на первой строке.

После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы курсовой работы, на которой начинается данный структурный элемент.

Межстрочный интервал элемента «Содержание» – одинарный с выставлением интервала после абзаца 6 пунктов.

 

4.1.3 Введение

Во введении необходимо дать краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящена курсовой работа.

В этом разделе автор раскрывает степень разработанности данного вопроса, основные причины, побудившие его приступить к изучению представляемой проблемы, актуальность и социальную значимость ее решения, т.е. вводит читателя в проблему своего исследования.

Содержание основных понятий, используемых во введении раскрываются на рисунке 1.

Актуальность исследования должна выводить на тему курсовой работы. Исходя из названия темы формируется объект и предмет исследования. Во введении должна быть четко отражена логическая связь между актуальностью исследования и его темой, объектом и предметом.

Во введении определяется и гипотеза исследования, которая помогает правильно определить пути научного поиска и сформулировать цель и задачи педагогического исследования.

Структура введения:

1) современное состояние научной проблемы;

2) суть проблемы, ее актуальность;

3) объект и предмет исследования;

4) гипотеза исследования;

5) цель исследования и задачи;

Выделение практической значимости работы дает возможность обратить внимание читателя на прикладные результаты научного исследования и оценить возможность их использования в практической деятельности. Необходимо детально раскрыть суть практических рекомендаций, разработанных автором, указать конкретные адреса практической направленности.

Окончательный вариант введения пишется на завершающем этапе работы. Объем введения составляет 2-3 страницы печатного текста.

 

4.1.4 Обзор литературы

Обзор литературы по теме исследования должен полно и систематизировано излагать современное состояние проблемы, которой посвящена работа. Сведения, содержащиеся в обзоре, должны позволить объективно оценить результаты и современный уровень курсового исследования, его актуальность, целесообразность выбранного пути исследования и средств достижения цели. Необходимо отбирать тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме работы.

Обзор литературы должен быть написан своими словами, а не переписан с оригинала. Из работы должно быть ясно, где излагаются мысли авторов, заимствованные из литературных источников, а где он излагает собственные взгляды по какому-то вопросу.

Используют обычно два варианта ссылок на литературные источники:

  1. М.И. Логинов [15] отмечает, что …
  2. … ряд авторов [3, с.12, 8, с. 26, 15, с.80] считают, что …

Для курсовой работы можно использовать следующий вариант: … ряд авторов [2, 7, 8 ,15] рассматривают …

В первом случае после фамилии автора, в квадратных скобках указывается номер источника в библиографии, во втором – также в квадратных скобках проставляются номера источников в библиографии.

Изложение материала, при анализе литературных источников, обычно начинается словами: «Автор считает (подчеркивает, рассматривает, показывает и т.д.)», «Мы полагаем (считаем, рассматриваем и т.д.)», «По нашему мнению», «Как нам представляется», «Как удалось установить», «Наш опыт показал».

Текст разбивается на абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений. Для абзаца характерна единая тема, логическая целостность. Абзац есть своеобразный сигнал о начале новой мысли.

Раздел работы «Обзор литературы» должен заканчиваться кратким заключением о том, какие вопросы проблемы получили полное, а какие неполное освоение в литературе, в чем достоинство и недостатки проведенных другими авторами исследований, о наиболее спорных сторонах изучаемой проблемы.

Этот раздел должен иметь собственное название. Количество литературных источников, использованных студентом, должно соответствовать числу источников, указанных в разделе «Список использованных источников». Объем главы занимает 15-20 страниц печатного текста.

 

4.1.5 Выводы

Выводы пишутся в конце работы в виде кратко и четко сформулированных и пронумерованных (дисциплина Теория и история физической культуры) отдельных тезисов (положений). Каждый вывод должен отвечать на соответствующую поставленную задачу. Может быть 2-3 вывода, относящихся к одной задаче, их представляют в связанном виде.

В выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям. Они должны быть теоретически обоснованы.

Выводы должны конкретно отвечать на вопросы:

  1. Какие важнейшие практические результаты работы?
  2. Каким образом можно внедрить полученные результаты в практику?
  3. Какие результаты можно ожидать от использования полученных данных?

Новизна выводов является показателем творческой самостоятельности студента. Не рекомендуется формулировать выводы, которые не раскрывают существо того нового, что получено в результатах исследования.

 

4.1.6 Приложения

Приложения приводят в конце научной работы, после списка литературы.

В приложения включают вспомогательный материал, например: протоколы контрольных испытаний, анкеты, графики и конспекты занятий, комплексы разработанных упражнений, таблицы вспомогательных цифр, описание аппаратуры и приборов, математические выкладки и расчеты и т.д.

Приложения нумеруют, а в тексте делают ссылку, например: приложение 1, приложение 2 и т.д. Каждое приложение начинают с новой страницы, где в правом верхнем углу печатают слово «приложение».

Приложение должно иметь заголовок. Располагают приложения в порядке появления ссылок в тексте.

Некоторые приложения могут быть представлены в отдельной брошюровке с сохранением общей нумерации (методические разработки и рекомендации, конспекты уроков и т.д.).

 

4.2 Требования к оформлению материала курсовой работы

4.2.1 Литературный текст

Оформление курсовой работы осуществляется в соответствии с современными требованиями. Объем ее составляет не менее 25 страниц печатного текста.

При оформлении текста курсовой работы следует руководствоваться ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Текст курсовой работы выполняется с применением печатающих и графических устройств персональных компьютеров на формате бумаги А4 через 1,5 межстрочных интервала (14 шрифт Times New Roman). Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги.

Листы курсовой работы должны иметь следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 15 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм

Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу страницы по центру. При этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется. В конце заголовков и подзаголовков точки не ставятся и переносы не допускаются. Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Абзацы в тексте курсовой работы начинают с отступом в 1,25 мм.

Процесс литературного оформления результатов творческого труда предполагает знание и соблюдение некоторых требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.

Изложение должно быть беспристрастным, включать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу.

В тексте желательно меньше делать ссылок на себя, но если это необходимо, то употреблять выражения в третьем лице: автор полагает, по нашему мнению и т.д.

Не рекомендуется перегружать курсовую работу цифрами, цитатами, иллюстрациями.

В тексте допускаются только общепринятые сокращения.

На протяжении всей курсовой работы необходимо употреблять единообразные термины, условные сокращения и обозначения. Каждый термин должен иметь только одно, ему присущее понятие.

Ссылаясь в тексте на таблицы и рисунки, следует избегать слов: «даны», «представлены». Лучше написать: «приведены» (о таблицах), «показаны», «изображены» (о рисунках).

Ссылки на таблицы и рисунки желательно располагать в скобках. Например: «Устойчивость к гипоксии (табл. 2) характеризуется …».

Ссылаясь на исследование того или иного автора или чужие мысли необходимо в квадратных скобках указать порядковый номер литературного источника по списку литературы [8].

Цитирование должно производиться точно с соблюдением всех особенностей подлинника. В тексте цитата заключается в кавычки. Цитата должна сопровождаться ссылкой: указываются инициалы, фамилия автора и год издания, а в конце цитаты в квадратных скобках – порядковый номер и страница цитируемого источника.

Оформление курсовой работы может осуществляться разными способами, отличающимися последовательностью выполнения и содержанием, и проводиться в несколько этапов, имеющих свою специфику.

Курсовую работу рекомендуется выполнять сначала в черновом варианте. Это позволит вносить в текст необходимые изменения и дополнения, как по инициативе автора работы, так и в связи с замечаниями руководителя.

К черновику курсовой работы предъявляются следующие требования:

- писать черновик рекомендуется по мере выполнения отдельных разделов курсовой работы в соответствии с ее планом. При этом следует каждый выполненный раздел работы описывать полностью, стремиться к его законченности, формулируя итоги и осуществляя преемственный переход к последующему разделу;

- оформлять черновик курсовой работы целиком до выполнения чистового варианта, окончательно отрабатывая содержание и объем всех ее разделов, определяя место и размер необходимых дополнительных записей и материалов.

 

4.2.2 Иллюстративное оформление

К иллюстративному оформлению относятся линейные диаграммы (графики, радиальные графики, гистограммы); плоскостные диаграммы (столбиковые, секторные); схемы, фотографии. Иллюстрации любого содержания и графического исполнения обычно называют рисунками.

Выбор формы представления иллюстративного материала, количество иллюстраций, определяется содержанием научной работы. Оно должно быть достаточно для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Нумерация рисунков должна быть сквозной по всей курсовой работе. Ссылку на иллюстрацию помещают вслед за упоминанием предмета, ставшего объектом изображения, например: (рис. 2), повторные ссылки на иллюстрации сопровождают сокращенным словом «см.» (см. рис. 2).

Иллюстрации, которые расположены на отдельных страницах курсовой работы, включают в общую нумерацию страниц. Название рисунка располагается по центру.

Графики применяются в тех случаях, когда необходимо показать характер изменения процесса, явления; динамику функциональной зависимости между факторами, т.е. при анализе статистических чисел, характеризующих динамические факторы.

При изображении зависимости одного признака от другого, применяются графики с одной кривой. Графики с несколькими кривыми используются для изображения зависимости величин нескольких сравниваемых факторов (рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателей физической подготовленности мальчиков 10-12 лет, занимающихся волейболом

 Условные обозначения:

Выполняемые нормативы: %

  1. метание набивного мяча стоя, м
  2. метание набивного мяча сидя, м
  3. бег 6х5 м, сек
  4. прыжок в длину с места, см
  5. прыжок в высоту с места, см

 

Диаграмма дает графическое сравнение статистических, расчетных и учетных данных. Преимущественно используют два вида диаграмм: столбиковые и секторные.

Столбики диаграммы изображают не связанные друг с другом явления, изображаются прямоугольниками в соответствующем масштабе. Основанием для прямоугольников служит ось абсцисс, являющаяся нулевой линией. По оси ординат строится шкала с делениями принятого масштаба.

Столбики на диаграмме следует показывать полностью. Если столбиков мало, то они должны быть уже, чем пространство между ними; в диаграммах с большим числом столбиков – наоборот. Узкие столбики делают сплошными серыми (черными) (рис. 2). Если есть необходимость разместить большое число столбиков, то целесообразно их заштриховать. Если столбик делится на части, то нижнюю часть выполняют черной.

Рекомендуют следующие виды штриховки:

- вертикальная (для больших частей столбиков);

- косая (для небольших и больших частей);

- перекрестная косая штриховка (для широких столбиков или вместо сплошных черных);

- пунктирная или точечная штриховка (для столбиков средней толщины).

Рис. 2 Результаты исследования мотивации достижения у спортивных менеджеров

 

Секторная диаграмма представляет собой диаграмму, построенную на радиальной сетке (окружности), на которой числа выражаются секторами между двумя радиусами и сравниваемые величины выражены в процентном отношении. Каждая часть целостного явления изображается сектором, соответствующим относительной статистической величине (рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма основных форм физического воспитания в семье с дошкольниками (в %)

Условные обозначения:

а) утренняя гигиеническая гимнастика

б) активный отдых на свежем воздухе

в) участие совместно с родителями в различных соревнованиях

г) семейные походы

д) закаливающие процедуры

 

ГЛАВА V ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

5.1 Защита курсовой работы

Прежде всего, студент внимательно прочитывает всю работу, обращая особое внимание на четкость и правильность формулировок основных методологических и концептуальных положений, аргументацию результатов исследования и выводов.

Подготовку к докладу рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

  1. Составление плана доклада:
  • Вводная часть (должна быть краткой) – в ней освящаются актуальность проблемы исследования, обосновывается выбор методики исследования.
  • Основная часть – излагается «центральная идея» - основные результаты работы, дается их аргументация.
  • Заключительная часть – формулируются выводы, практические рекомендации, определяющие направления дальнейшего поиска.
  1. Оформление иллюстрационных материалов к докладу (презентация) – рисунки, графики, таблицы, диаграммы и т.д.
  2. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы (аргументация фактов, выводов, предложений и пр.).
  3. Предварительное прочтение доклада с фиксацией времени.

На защиту курсовой работы отводится 7 - 10 минут. Процедура защиты включает  в себя доклад студента, вопросы и ответы на вопросы студентом.

Докладчик излагает существо и основные положения (результаты) курсовой работы.

Докладчику может быть задан любой вопрос по содержанию работы, обоснованию тех или иных положений, методам исследований, а также вопросы общего характера с целью выяснения степени его самостоятельности в разработке темы, умения ориентироваться в вопросах специальности.

На вопросы следует отвечать кратко, по существу вопроса и выполненной работы.

 

5.2 Требования к докладу

В докладе должны быть отражены следующие основные моменты:

1). Вводная часть: суть проблемы и основные пути ее решения; теоретические предпосылки исследования; гипотеза; объект и предмет исследования; цель и задачи; положения, выносимые на защиту.

Оценивается глубина понимания проблемы исследования.

2). Основная часть: методы, используемые доя решения поставленных задач; результаты исследования и их аргументация; краткое резюме.

 Оценивается: умение доложить основные результаты исследования, степень владения материалом, владение методами исследования: оформление и степень использования иллюстративного материала.

3). Заключительная часть: краткие выводы; практические рекомендации; перспективы дальнейшего развития темы исследования.

Оценивается: умение подвести итоги выполненной работы, изложить выводы и практические рекомендации; понимание перспектив дальнейшей разработки темы исследования.

Текст доклада можно читать.

 

5.3 Требования к ответам на вопросы

  1. Ответ должен быть по существу заданного вопроса.
  2. Ответ должен быть четким, кратким, аргументированным.

 

5.4 Критерии оценки выпускной курсовой работы

Таблица 4

Критерии                                     

Уровни оценки

  5

отл.

 4

хор.

 3

уд.

 2

неуд.

1. Актуальность проблемы

1.1.    Актуальность четко сформулирована, обоснована, опирается на фундаментальные исследования, служит основой для определения авторской позиции

1.2.    Актуальность обосновывается и служит основой авторской позиции

1.3.    Актуальность сформулирована неточно, аргументы – доказательства не соответствуют тезису, присутствует неконструктивное заимствование теоретического обоснования из литературы

1.4.    Актуальность темы не обоснована

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

2. Аппарат исследования

1.1.    Все положения аппарата исследования четко и верно сформулированы, между ними устанавливается логическая взаимосвязь

1.2.    Положения аппарата исследования сформулированы, однако имеются отдельные (один – два) незначительных недочета

1.3.    Положения аппарата исследования сформулированы корректно, имеется несогласованность отдельных категорий аппарата

1.4.    Положения аппарата исследования не соответствуют содержанию работы, сформулированы расплывчато и некорректно

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

3. Содержание работы

1.1.    Содержание соответствует типу заявленной работы, является продуманным, позволяющим раскрыть логику исследования, обозначить микротемы и их последовательность

1.2.    Содержание работы продумано, логика раскрытия темы понятна, микротемы выделяются, допущены недочеты в формулировании названий параграфов и глав

1.3.    Содержание в целом соответствует типу работы, однако последовательность достижения цели не просматривается за выделенными микротемами

1.4.    Структура работы не позволяет выявить логику раскрытия темы, затруднено установление взаимосвязи обозначенных микротем

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

4. Теоретическая часть работы

1.1    Последовательность работы логически обоснована, отсутствуют фактические ошибки, искажения, речевое оформление правильное. Анализ литературных источников отличается междисциплинарностью, критичностью, самостоятельностью, умением оценивать разные подходы и точки зрения на сущность излагаемого вопроса

1.2    Изложение сущности излагаемого вопроса правильное и достаточно полное, имеются отдельные незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, допускаются отдельные речевые неточности. Анализ литературы проводится на основании смежных научных областей. Приводятся, но не анализируются различные точки зрения на содержание категориального аппарата, пути разрешения проблемы

1.3    Допускаются нарушения в последовательности изложения содержания, не влияющие на понимание общего смысла излагаемого материала. Имеются речевые недочеты в содержании и построении текста (не более 5). Анализ литературы проводится на основании одной научной области. Различные точки зрения исследователей не анализируются и не приводятся

1.4    Нарушена последовательность изложения содержания, во всех частях работы отсутствует связь между ними, имеется много фактических неточностей. В работе отсутствуют ссылки на литературу.

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

5. Выводы по главам и заключение

1.1.    Выводы содержат четко сформулированные итоги каждого этапа исследования. Формулировки являются четкими, краткими, логически безупречными. Заключение соотносится с поставленными во введении целями и задачами исследования, содержит практические рекомендации по применению, определены значимость работы и возможность ее практического применения, пути и перспективы дальнейшего исследования темы

1.2.    Выводы содержат четко сформулированные итоги каждого этапа исследования. Формулировки являются четкими, краткими, логически безупречными. Заключение соотносится с поставленными во введении целями и задачами исследования.

1.3        Выводы   сформулированы нечетко, частично отражают содержание главы. Заключение не соотносится с поставленными во введении целью и задачами исследования

1.4   Формулировка выводов является произвольной, не соответствующей содержанию главы. Заключение не содержит ответа на проблему, поставленную во введении к работе

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

6. Библиография

1.1.    Список литературы оформлен верно, является полным, содержит указание на использование нормативной, периодической, учебной литературы. Представлены современные издания

1.2.    Список литературы оформлен верно, является полным содержит указание на использование нормативной, периодической, учебной литературы. Однако в списке отсутствуют современные источники

1.3.    Список литературы оформлен верно, но содержит преимущественно учебную литературу. Объем специальных периодических изданий незначителен.

1.4.    Список литературы оформлен с ошибками, содержит недостаточное количество источников

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

8. Оформление работы

1.1.          Оформление соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе

1.2.          Имеются отдельные недочеты в оформлении работы (нумерация страниц, внутритекстовые элементы)

1.3.          Присутствуют ошибки в оформлении работы (ссылки на литературу, оформление списка литературы)

1.4.          Оформление работы не соответствует большинству требований, предъявляемых к ней, имеются грамматические ошибки

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Итого

36-40

30-35

25-29

Менее

25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовые работы зарекомендовали себя как важное средство профессионально-педагогической и научно-методической подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Расширение научного кругозора, формирование навыков научного исследования, овладение методами научного познания, глубокое и всестороннее рассмотрение существующих в физическом воспитании проблем способствует формированию творческого стиля деятельности учителя физической культуры, тренера, валеолога.

Курсовой работа должна иметь комплексный характер, ее подготовку необходимо связать с использованием, расширением и углублением знаний, умений и навыков по дисциплинам социально-культурного, психолого-педагогического, медико-биологического и спортивно-педагогического циклов.

 

Список использованных источников

  1. Безмельницын, Н.Г. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности» /Н.Г. Безмельницын, Н.В. Астафьев. – Омск: СГАФК, 1995. – 85 с.
  2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2013. - 288 с.
  3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –176 с.
  4. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы (методика подготовки и оформления): учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательство- торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 340 с.
  5. Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре /П.К. Петров. – М., 2001.
  6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 480 с.
  7. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учеб. пособие /К.Д. Чермит.-М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.
  8. Шевцов, В.В. Организация и методика подготовки дипломных работ по специальности «Физическая культура и спорт» /В.В. Шевцов. – Тюмень, 1996. – 133 с.

Приложение 1

Тематика курсовых работ по ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным дисциплинам

  1. Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании.
  2. Методы обучения двигательным действиям.
  3. Основы регулирования массы тела.
  4. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое).
  5. Средства, методы и принципы физического воспитания.
  6. Природные и гигиенические факторы как средства физического воспитания и методика их применения.
  7. Средства и методы воспитания силовых способностей.
  8. Средства и методы воспитания скоростных способностей.
  9. Общая выносливость и методика ее воспитания.
  10. Специальная выносливость и методика ее воспитания (на примере своей специализации).
  11. Средства и методы воспитания гибкости.
  12. Средства и методы воспитания координационных способностей.
  13. Формы занятий физическими упражнениями.
  14. Планирование и контроль в физическом воспитании.
  15. Физическое воспитание детей до трех лет.
  16. Физическое воспитание дошкольников.
  17. Инновационные направления в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
  18. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье.
  19. Воспитание быстроты движений у школьников младших классов с применением подвижных игр.
  20. Формирование у школьников интереса к физической культуре.
  21. Использование тренажеров и тренажерных устройств в физическом воспитании детей школьного возраста.
  22. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.
  23. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию с учащимися специальных медицинских групп.
  24. Здоровый образ жизни и физическая культура студентов ССУЗов.
  25. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
  26. Социальные функции спорта.
  27. Физическая подготовка спортсмена (на примере своего вида спорта).
  28. Техническая подготовка спортсмена (на примере своего вида спорта).
  29. Тактическая подготовка спортсмена (на примере своего вида спорта).
  30. Психологическая подготовка спортсмена (на примере своего вида спорта).
  31. Интегральная подготовка спортсмена (на примере своего вида спорта).
  32. Роль и значение физической культуры в профилактике заболеваний и укрепления здоровья школьников.
  33. Основы физического воспитания школьников (студентов) с ослабленным здоровьем.
  34. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми младшего возраста в группах продленного дня.
  35. Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста.
  36. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с избыточным весом.
  37. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с нарушениями осанки.
  38. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с плоскостопием.
  39. Методика оздоровительной физической культуры при заболеваниях глаз.
  40. Активизация познавательной деятельности школьников на занятиях по физической культуре и спорту.
  41. Привитие навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
  42. Влияние семьи на физическое воспитание детей школьного возраста.
  43. Военно-патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта.
  44. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом сельских школьников.
  45. Нетрадиционные формы и средства физической культуры.
  46. Закаливание организма в процессе занятий физической культурой и спортом.
  47. Исследование динамики показателей физической подготовленности учащихся (возрастная группа).
  48. Игровой метод проведения занятий по физическому воспитанию.
  49. Бег и ходьба как средства оздоровления и физической подготовки населения.
  50. Особенности методики занятий по физической культуре учащихся, проживающих в районах Крайнего Севера.
  51. Формирование профессионально-педагогических способностей будущего учителя физической культуры (тренера).
  52. Спортивная ориентация и отбор в процессе многолетней тренировки (на примере конкретного вида спорта).
  53. Развитие морально-волевых качеств в процессе занятий физической культурой и спортом.
  54. Физическое воспитание в спортивно-оздоровительном лагере.
  55. Внеклассная спортивно-массовая работа как средство воспитания коллектива.

Приложение 2

Тематика курсовых работ по дисциплине « Педагогика»

  1. История развития педагогических технологий.
  2. Технологический подход в образовании.
  3. Сущность, основные характеристики педагогической технологии.
  4. Классификация педагогических технологий.
  5. Технологии контроля результатов образовательного процесса.
  6. Воспитание как культурно – исторический феномен.
  7. Концепции гуманистического воспитания.
  8. Характеристика структурных элементов воспитания в традиционной и гуманистической педагогике (сравнительный анализ).
  9. Современные воспитательные системы школы и социума.
  10. Методика индивидуального подхода к учащимся в воспитательном процессе.
  11. Технология деятельности учителя - классного руководителя.
  12. Слагаемые профессиональной компетентности педагога.
  13. Современные технологии воспитания.
  14. Кризис семьи и проблемы с ним связанные.
  15. Воспитательные возможности технологии коллективных творческих дел.
  16. Взаимоотношения коллектива и личности.
  17. Личностный подход в образовании.
  18. Компоненты базовой культуры личности и пути их формирования.
  19. Требования к проведению современного урока.
  20. Нестандартные уроки и технология их проведения.
  21. Особенности обучения и воспитания младших школьников.
  22. Особенности обучения и воспитания подростков.
  23. Особенности обучения и воспитания старших школьников.
  24. Индивидуальные особенности и  их учет в учебно-воспитательной работе.
  25. Формирование морально-этической компетенции.
  26. Формирование социально-гражданской компетенции.
  27. Формирование профессионально-трудовой компетенции.
  28. Формирование художественно-эстетической компетенции.
  29. Формирование компетенции личностного самосовершенствования.
  30. Оценка уровня воспитанности школьников.




ИЛИ