Описание
Содержание
Введение
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Понятие и роль государственного долга
1.2 Механизм финансирования государственного долга и цели бюджетной политики в России
2. Анализ динамики и структуры государственного долга России
2.1 Динамика государственного долга России
2.2 Структура государственного долга
3. Пути совершенствования системы управления государственным долгом России
Заключение
Список используемых источников
27 стр.
Фрагмент
Введение
В условиях усиливающегося в настоящее время процесса глобализации мировой экономики банкротство, или даже его угроза, одной страны в той или иной степени неизбежно оказывает влияние на социально-экономическое положение других стран. Не случайно возросший государственный долг в США и ряде стран Европы вызывает всеобщую озабоченность, как у экономистов, так и у политиков всего мира. Исследованию причин образования государственного долга и его социально-экономических последствий является актуальным для большинства ведущих стран, в том числе и для России, так как именно от изменения его динамики зависит экономическое развития той или иной страны.
Целью курсовой работы является изучение причин, динамики и последствий государственного долга России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— дать определение понятию и роли государственного долга;
— определить механизм финансово-правового регулирования государственного долга в России;
— проанализировать динамику государственного долга;
— разобрать состав и структуру государственного долга;
— определить пути совершенствования системы управления государственным долгом.
Заключение
Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.
Путем обоснованного выбора источников финансирования бюджетного дефицита можно смягчить и далее нивелировать его отрицательное воздействие на экономическое развитие. Бюджетный дефицит в России должен стать инструментом проведения государством активной бюджетной политики, направленной на поддержку финансирования приоритетных сфер экономики и социального комплекса.
В результате проведенного анализа динамики государственного долга, можно сделать следующие выводы:
— постоянный рост государственного долга, связанный с углублением проблем бюджетного дефицита;
— неэффективная структура портфеля государственного долга — по срочности и диверсификации выпусков. Несмотря на то, что государство пытается изменить срочность выпускаемых ценных бумаг в сторону увеличения, средняя срочность долга остается невысокой;
— создание облегченных условий доступа на рынок государственных облигаций России для иностранных инвесторов приводит к повышению волатильности данного рынка, к его большей непредсказуемости.
Государственные заимствования требуют постоянного наблюдения и анализа, их величина и структура напрямую зависят от состояния российской экономики и настроений в международной политико‐экономической сфере. И именно сейчас, в ситуации девальвации рубля, применения экономических санкций, которые привели к ограниченности ресурсов мировых финансовых рынков для России, ставшие, в свою очередь одним из катализаторов снижения кредитного рейтинга, необходимо направить силы для остановки кризиса без привлечения дополнительных государственных заимствований с целью восстановления кредитной репутации страны.
Для улучшения сложившейся ситуации необходимо разработать новые механизмы привлечения средств нерезидентов на российский фондовый рынок. В связи с необходимостью привлечения средств нерезидентов на рынок внутреннего госдолга следует разработать комплекс мер по регулированию операций нерезидентов с российскими ценными бумагами, включающий:
— установление лимитов вложений нерезидентов в российские ценные бумаги, в % к емкости рынка. Уроки кризиса 2009 г. показывают, что эти лимиты должны находиться в пределах 10-20% от емкости рынка государственных облигаций;
— варьирование размерами короткой позиции нерезидентов по деньгам и по бумагам;
— запрещение биржевым посредникам выполнять заказы нерезидентов в случае их игры на понижение котировок ценных бумаг, а также на продажу крупных партий ценных бумаг в период кризисов;
— установление срока (3-4 месяца), в течение которого нерезиденты не могут вывести за границу средства, полученные от продажи российских государственных и корпоративных облигаций в короткие сроки;
— снижение доходов по государственным долговым обязательствам.
Предлагаемые меры позволят обеспечить финансирование дефицита федерального бюджета, компенсировать ограничения внешнего финансирования госбанков и государственных корпораций, повысить ликвидность банков, стабилизировать рынок ценных бумаг, что создаст необходимые условия для роста российской экономики.