Описание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
ГЛАВА II. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Понятие чрезвычайного положения и основания его введения
2.2. Ограничение прав и свобод человека и гражданина при чрезвычайном положении
ГЛАВА III. ИНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
3.1. Режим закрытого административно-территориального образования
3.2. Режим военного положения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных функций государственной власти является обеспечение нормальной жизнедеятельности государства, способом такого обеспечения в том числе является возможность введения в государстве в установленных законом случаях определенных административно-правовых режимов. Административно-правовые режимы являются неотъемлемой частью жизнедеятельности общества в сфере административно-политической деятельности. В условиях современной демократии одной из главных задач государственной власти является защита интересов гражданского общества и государства в целом. Данная задача реализуется в процессе государственного управления, одним из характерных признаков которого является регулятивный характер. Термин «правовой режим» достаточно часто встречается в законодательстве и ему посвящен ряд законов. Однако категория «административно-правовой режим» недостаточно исследована в юридической науке, что вызывает необходимость ее дальнейшего научного обоснования. Несмотря на важность этого правового института в структуре государственного механизма, его вопросом не уделяется должного внимания ни в научной литературе, ни в действующем законодательстве, что и подтверждает актуальность выбранного для исследования вопроса. Изучением и анализом административно-правовых режимов занималось много отечественных ученых. Фундаментальными работами по изучению административно-правовых режимов стали работы таких ученых как В.Б. Аверьянов, С.С. Алексеев, Д.П. Бахрах, В.Д. Резвых, В.Б. Рушайло и др., которые стали основой для дальнейшего их исследования.
Объект исследования – правовое регулирование общественных отношений, которые складываются в ходе применения административно-правовых режимов.
Предметом исследования являются нормы международного и отечественного права, которые регламентируют административно-правовые режимы, а также научные труды, исследования, как в области административного права, так и общеправовые.
Целью работы является определение понятия и сущности административно-правовых режимов, а также рассмотрение отдельных его видов, их правовое регулирование.
Задачи курсовой работы:
- Изучить подходы к определению термина «административно-правовой режим»;
- Раскрыть понятие чрезвычайного положения и основания его введения;
- Исследовать ограничение прав и свобод человека и гражданина при чрезвычайном положении;
- Дать характеристику режима закрытого административно-территориального образования и режиму военного положения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
- Административно-правовой режим является важной категорией административного права, ценность которой трудно переоценить. Сущность его состоит в совокупности мероприятий административно-правового воздействия, предусмотренных законом, которые устанавливают границы поведения, определяют запреты и ограничения по совершению отдельных действий, данный режим обеспечивается средствами государственного принуждения, которыми наделены компетентные органы или лица, целью которого является обеспечение безопасности государства в целом или в отдельной, важной для него сфере деятельности.
- Чрезвычайное положение является крайней мерой и применяется тогда, когда нормализовать обстановку с помощью других мер невозможно. Для введения чрезвычайного положения должны присутствовать условия и основания, предусмотренные законодательством. Основания – нормативно-правовые акты, которые являются юридической основой введения чрезвычайного государственно-правового режима. Для введения режима чрезвычайного положения необходимы специальные условия. Условия – такая система общественных отношений, наличие которых предусматривает возможность введения чрезвычайного положения в государстве или на отдельной ее территории. Чрезвычайное положение может быть введено только при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционного строя, устранение которого другими способами невозможно.
- Использование государством чрезвычайных мер не должно наносить ущерб демократическим устоям общества и конституционным гарантиям прав и свобод личности.
- Режим военного положения отличается централизацией руководства и усилением полномочий военных властей, ограничением прав и свобод граждан, усилением мер правовой ответственности в целях обеспечения данного режима, поддержания общественного порядка и безопасности.
На территории, на которой введено военное положение, применяются все необходимые меры по организации производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд, обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по нормам военного времени.
Категория административно-правового режима составляет значительную методологическую ценность для административно-правовой науки и может быть применена к любым отношений в сфере административно-правового регулирования. Учитывая ее важное значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, представляется необходимым дальнейшее исследование природы, сущности, назначения административно-правовых режимов.
Литература
Нормативно-правовые акты и иные правовые документы
- Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // http://www.consultant.ru.
- Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ// http://www.consultant.ru.
- Международное публичное право: сб. док. – М.: БЕК,1996. Т. 2. С. 35-36.
- Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод / Электронный ресурс. – Режим доступа: http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod/.
Монографии, учебники, книги
- Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С.С. Алексеев. – М. : Юрид. лит., 1989. – 288 с.
- Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право : 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
- Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы / В. Б. Рушайло. – М.: Изд-во «Щит-М», 2000. – 264 с.
- Шамсумова Э.Ф. Категория «правовой режим» в юриспруденции : монография / Э.Ф. Шамсумова. – Екатеринбург : Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2003. – 164 с.
- Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс : полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М., 2001.
- Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана государственной границы / В.В. Ласточкин. – М., 1999.
- Emergency Preparedness Act 1988, RS. 1985, ch 6, 4 th Suppl. Ottawa, 1989.
- Ехипов М.И. Некоторые аспекты применения режима чрезвычайного положения. – Пермь, 1993.
- Маликов М. Ф. Основы конституционного права Российской Федерации. – Уфа, 2003.
- Бабурин С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы. – М. : Изд-во МГУ, 2001. – 175 с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.
- Саломаткин А.С. Территориальная организация Российского государства (государственно-правовые вопросы): автореф. дисс. … докт. юрид. наук. – М., 1996.
- Редкоус В.М. Особый правовой режим закрытого административно-территориального образования. – М.: Академия ФСБ России, 2007. – 28 с.
- Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М.: Инфра-М, 2010. – 926 с.
ІІІ. Научные статьи из сборников, журналов, коллективных монографий и продолжающихся изданий:
- Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура / И.С. Розанов // Государство и право. – 1996. – № 9. – с. 85.
- Коротков А.П., Соковых Ю.Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования // Государство и право. – 1997. – № 10. С. 70.
- Капустин А.Я. Проблемы имплементации норм международного гуманитарного права в немеждународных вооруженных конфликтах // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. 2001. – СПб., 2001. – С. 20-25.
- Галенпольский Ф. С. Правовое положение человека и гражданина в условиях особых правовых режимов: конституционное регулирование [Текст] / Ф. С. Галенпольский // Сибирский Юридический Вестник. – 2004. – № 4.
- Худякова И. В. Конституционно-правовые ограничения прав граждан в ЗАТО // Проблемы конституционного и муниципального права: Сборник статей. — Архангельск, 2003. – С. 105-111.
- Сапожников А. И. Теоретические подходы к классификации административно-правовых режимов общественной безопасности // Журнал «Право и безопасность». – 2007. – № 3-4 (24-25).
- Черечукин Д. В. Понятие административно-правового режима в закрытом административно-территориальном образовании [Текст] / Д. В. Черечукин // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 2, Апрель-Май-Июнь. – С. 174-179.
- Строителев А. Режим военного положения и национальная безопасность / Алексей Строителев // Обозреватель. — Москва. — 2013. — № 4. — С. 57-66.