Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей использования здоровьесберегающих технологий как средства валеологического образования дошкольников
1.1 Валеологическое воспитание в дошкольном образовании
1.2 Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании
1.3 Использование здоровье сберегающих технологий как средства валеологического образования дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2.Опытно-экспериментальная проверка эффективности применения здоровье сберегающих технологий через здоровье сберегательный проект «Здоровый ребенок» для валеологического образования дошкольников
2.1. Организация исследования валеологического образования дошкольников на первоначальном этапе
2.2. Организации формирующего этапа опытно-практического применение здоровье сберегательного проекта «Здоровый ребенок»
2.3.Организация исследования на итоговом этапе применения здоровье сберегательного проекта «Здоровый ребенок»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
42 стр.
Фрагмент
Введение
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровье сберегающие технологии» [1].
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье сберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников.
Было выявлено противоречие между необходимостью формирования валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения их здоровья, и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к проведении разнообразных форм работы с детьми [2].
Противоречие определило проблему, которая заключалась в создании такой модели (или системы) работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала сохранению и укреплению здоровья детей.
Методологической основой для обоснованного выдвижения проблемы приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни на осознанном уровне являются работы психологов и педагогов. По данным психологов (В. В. Давыдова, М. М. Лисиной, А. И. Сильвестру и др.) четкая и уверенная конкретная самооценка – важнейшее достижение детей 4–7 лет. Без самооценки невозможно построение у детей учебных действий и рефлексии. Исследования педагогов (С. В. Петериной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой и др.) свидетельствуют о возможности формирования осознанного отношения к своим поступкам у дошкольников 4–7 лет [28].
Основополагающей теорией для данного исследования является положение о том, что воспитание и образование должно строиться на активности самого ребенка, так как он участвует в своем становлении. Поведение – это сложная цепь действий, формирование которой может быть направлено сначала на усвоение основных компонентов, а в дальнейшем содействовать расширению с учетом индивидуальности проявления личности.
При организации исследования за основу были взяты работы Л. C. Выготского, А. В. Запорожца, И. В. Дубровиной, О. И. Хухлаевой, С. А. Козловой, P. P. Калининой, А. Н. Леонтьева, М. М. Лисиной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, А. И. Сильвестру и др. [28]
Цель исследования: Изучить особенности использования здоровье сберегающих технологий как средства валеологического образования дошкольников.
Объект исследования: процесс организации валеологического воспитания воспитанников младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование здоровье сберегающих технологий по валеологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить особенности организации валеологического воспитания в условиях ДОО.
- Исследовать особенности использования здоровье сберегающих технологий как средства валеологического образования дошкольников
- Организовать исследование уровня валеологического воспитания младших дошкольников.
- Организовать формирующий этап опытно-практического применение проекта «Здоровый ребенок» и проанализировать его результаты.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, проектирование, эмпирическое исследование.
Теоретическая значимость состоит в том, что: определены возрастные особенности приобщения дошкольников к здоровому образу жизни через разные виды деятельности и валеологическое воспитание; выявлены особенности влияния знаний о себе на формирование умений, навыков и поведения в социальной среде у детей, на формирование валеологического воспитания.
Практическая значимость состоит в том, что разработаны педагогические условия формирования здорового образа жизни; разработана и апробирована программа проекта «Здоровый ребенок» для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, положительные результаты внедрения которой подтверждены.