Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика понятий «социальный интеллект» и «коммуникативная компетентность личности» и их исследование в современной психологии
1.1 Социальный интеллект: структура и функции
1.2 Психологическая сущность коммуникативной компетентности
1.3 Психологические аспекты взаимосвязи коммуникативной компетентности и социального интеллекта
Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3.Рекомендации, направленные на развитие коммуникативной компетентности у студентов
Заключение
Список используемой литературы
43 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы. Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность. Такими важнейшими способностями выступают социальный интеллект и коммуникативные способности.
В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью обладания современной личностью высоким уровнем развития интеллекта и психологической культуры и часто встречающимися трудностями в понимании отношений между людьми, социальной ситуации, в адаптации к обществу. Разрешение этого противоречия заключается в увеличении компетентности личности в общении и, в целом, компетентности при познании социального мира.
Социальный интеллект – относительно новое понятие социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения, верификации. Компетентный подход к подбору, обучению и расстановке кадров в сфере информационных технологий требует рассматривать социальный интеллект как необходимое условие успешного овладения профессиональными навыками специалиста.
Формирование социального интеллекта как один из аспектов процесса воспитания в рамках социального воспитания играет важную роль в формировании и становлении личности студентов. Социальный интеллект предполагает развитие у человека способности понимать себя, свое поведение, поведение других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваясь поставленных целей.
Адекватность понимания процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая умственная способность — социальный интеллект. Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности.
Объектом исследования «социальный интеллект» и «коммуникативная компетентность личности».
Предметом исследования исследование взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов.
Цель нашего исследования – выявить особенности взаимосвязи компонентов социального интеллекта и коммуникативных способностей у студентов-психологов.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что эффективность коммуникативной компетентности студентов зависит от уровня развития их социального интеллекта.
Задачами работы являются:
1. Определить общий уровень социального интеллекта студентов и отдельные его составляющие.
2. Проанализировать коммуникативные и организаторские склонности студентов-психологов.
3. Подобрать комплекс диагностических средств, соответствующих цели исследования и провести диагностику студентов.
4. Обработать результаты исследования и сделать выводы.
5. Разработать рекомендации, направленные на повышение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.