Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания доброты и отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников
1.2 Методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования сформированности доброты и отзывчивости у детей 6-7 лет
2.1 Изучение особенностей формирования отзывчивости, доброты и нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте
2.2. Рекомендации по формированию доброты и отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
52 стр.
Фрагмент
Введение
Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.
Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом.
Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но самая главная из них — это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.[9]
Педагоги любого звена системы непрерывного образования человека не станут опровергать, что за последние пятнадцать-двадцать лет произошло нивелирование, института воспитания: от целей-ценностей до реальных технологий. За этот период выросло поколение, которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных детей, не понимая, каким, с точки зрения воспитанности, должен быть их ребенок в современном социуме. Но при самых разных взглядах общества на цели воспитания, ни родители, ни воспитатели и учителя, ни преподаватели средних специальных и высших учебных заведений не будут спорить с тем, что человек должен быть Человеком, а значит — добрым и неравнодушным к другому. Заповедь: Откликнись-посочувствуй-помоги! остается по-прежнему значимой для сообщества людей.
Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.[18]
Игра – имеет огромное значение в жизни дошкольника. Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. В игре происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).[5]
В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений. [14]
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения.
Цель исследования – изучить проблему формирования и развития доброты и отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс воспитания доброты и отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – условия и особенности формирования доброты и отзывчивости в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования и развития доброты и отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.
- Раскрыть понятие «доброта», «отзывчивость», содержание, формы и методы работы воспитания отзывчивости у старших дошкольников.
- Выявить особенности проявления доброты и отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать рекомендации по формированию и развитию доброты и отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: из теоретических – организационные (выделение проблемы, подбор методик для исследования,), обрабатывающие и интерпретирующие (анализ результатов исследования); из эмпирических – наблюдение, беседа, метод проблемных ситуаций, проективный метод.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации могут оказать помощь воспитателям в формировании и развитии доброты и отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.