Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы саморегуляции педагога-психолога в работе с детьми среднего школьного возраста
1.1 Теоретические основы психологии саморегуляции
1.2 Методы и приемы саморегуляции
1.3 Саморегуляция педагога-психолога в работе с детьми среднего школьного возраста
Глава 2. Исследование особенностей психической саморегуляции педагога-психолога
2.1 Исследование особенностей психической саморегуляции педагога-психолога с помощью опросника В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей саморегуляции психических состояний у педагога-психолога
2.3 Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
53 стр.
Фрагмент
Введение
Педагогическая действительность в современном обществе характеризуется усложнением содержания профессиональной роли педагога-психолога в образовании, требований к его деятельности и личности. Образовательным учреждениям необходим педагог-психолог высокой культуры, развивающий индивидуальные ресурсы, как своих подопечных, так и собственные, способный к постоянному личностно-профессиональному самосовершенствованию.
Специфика деятельности психолога системы образования такова, что личностные характеристики работника, наряду с его профессиональными качествами являются одним из основных инструментов воздействия на участников образовательного процесса и фактором, определяющим эффективность профессиональной деятельности. Способность к саморегуляции психических состояний имеют особое значение в психолого-педагогической работе.
Важнейшей профессиональной компетенцией педагога-психолога является осознанная саморегуляция психических состояний и поведения, предполагающая изучение, определение и развитие индивидуальных возможностей, осознание своих ресурсов в саморегуляции психических состояний и поведения. Педагоги — психологи, оказавшись в условиях образовательного учреждения, нередко испытывают трудности, связанные с адаптацией, с самореализацией в профессиональной деятельности, во многом вызванные несформированной саморегуляцией психических состояний, что сказывается на ходе и результатах всей работы.
Объект исследования — саморегуляция психических состояний педагога-психолог.
Предмет исследования — саморегуляция психических состояний педагога-психолога во взаимодействии с детьми среднего школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности саморегуляции психических состояний у педагога – психолога в процессе работы с детьми среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- Провести анализ современного состояния и основных направлений изучения проблемы саморегуляции в психологии.
- Конкретизировать особенности психических состояний педагога-психолога в процессе выполнения профессиональной деятельности и влияние индивидуально-типологических качеств на регуляцию и саморегуляцию психических состояний.
- Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию процессов саморегуляции психических состояний педагога — психолога в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: успешная профессиональная деятельность педагога-психолога опосредуется особенностями саморегуляции психических состояний. особенности саморегуляции могут осознаваться субъектом активности, а их проявление изменяться в зависимости от уровня субъективной активности в процессе профессиональной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме – системный, сравнительно-сопоставительный и другие виды анализа;
Теоретико-методологической основой исследования выступили ведущие методологические принципы отечественной психологии: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (К. А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев,
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн); философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу саморегуляции как предмета междисциплинарного исследования (А. О. Прохоров, O. A. Конопкин, В. И. Моросанова).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, в деятельности психологической службы образовательного учреждения в аспекте развития саморегуляции педагога — психолога, при составлении коррекционных и развивающих программ; в консультативной работе педагога — психолога.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и других используемых источников, приложений.