Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование роли проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий по математике
1.1. Сущность проектной деятельности
1.2. Определение УУД и виды УУД
1.3. Влияние проектной деятельности на формирование УУД по математике
Глава 2. Опыт использование проектной деятельности в практике образования на уроках математики
2.1. Особенности развития познавательных УУД с помощью проектной деятельности
2.2. Формирование УУД на уроках математике с использованием методов проектов: конспект урока по математике
Заключение
Список литературы
48 стр.
Фрагмент
Введение
В современной России происходят значительные изменения приоритетов образовательной системы, происходит переориентация обучения на компетентностный подход, непрерывное самообразование, активное использование в работе информационных технологий. Система образования обеспечивает готовность выпускника к активной деятельности в постиндустриальном информационном обществе. Общество на сегодняшний день к выпускникам предъявляет высокие требования, ему нужны активные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению своего профессионального уровня молодые люди.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед школьным педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности является одним способов формирования УУД.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Сказанное выше определило проблему, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Проблема определила цель работы: выделение роли проектной деятельности в формировании УУД по математике.
Гипотеза: развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в процессе проектной деятельности будет эффективнее, если соблюдены следующее условие:
— проектная деятельность организована с учетом возрастных особенностей детей, мотивированности их деятельности и создания ситуации успеха.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
— Рассмотреть сущность проектной деятельности
— Изучить определение УУД и виды УУД
— Выявить влияние проектной деятельности на формирование УУД по математике
— Рассмотреть опыт использование проектной деятельности в практике образования на уроках математики
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение; изучение творческих работ учащихся; педагогическое проектирование.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;
- учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).
Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.