Описание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы развития произвольного внимания у младших школьников на уроках математики
1.1 Психолого – педагогическое содержание понятия «внимание»
1.2 Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
1.3 Учебные задания как средство развития свойств произвольного внимания у младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития внимания у младших школьников на уроках математики
2.1 Характеристика базы и методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
76 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования продиктована тем, что проблема развития произвольного внимания у младших школьников непосредственно связана с их успешностью в обучении.
В настоящие время на современных школьников обрушивается огромный поток информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не может ориентироваться в безбрежном информационном море.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали бы качества внимания.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Современный этап развития общества диктует новые задачи в сфере образования. Характерная черта развития образования сегодня – переход к личностно-ориентированному образовательному процессу, в ходе которого учитываются индивидуальные особенности детей. Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться».
Выполнение вычислительных операций требует от учащихся повышенного внимания. В этой связи успешное обучение математике младших школьников ставит перед учителем задачу не только методического мастерства, но и глубокого понимания сути математических понятий и их взаимосвязи с развитием внимания учащихся.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыт учителей, анализ учебников, выявили противоречия исследования:
— между необходимостью развития произвольного внимания у младших школьников в процессе обучения математики и недостаточной разработанностью этого вопроса в методике преподавания данного предмета;
— между необходимостью развития произвольного внимания у младших школьников в процессе обучения математики и недостаточным количеством заданий и упражнений, направленных на развитие внимания в учебниках математики.
Проблема исследования заключается в поиске методов и средств, направленных на развитие свойств внимания младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: выявить влияние учебных заданий на развитие свойств произвольного внимания у младших школьников.
Объектом исследования выступает развитие свойств произвольное внимания у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – учебные задания как средство развития свойства произвольного внимания у младших школьников.
Гипотеза: развитие свойств произвольного внимания младших школьников будет успешным если:
— учитель использует разнообразные учебные задания;
— систематически и целенаправленно использует учебные задания на разных этапах уроков математики;
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «внимание», его виды и свойства
2. Выявить особенности развития внимания младших школьников.
3. Подобрать приемы развития свойств внимания младших школьников на уроках математики.
4. Подобрать диагностику на выявление уровня развития внимания младших школьников и апробировать ее.
Методологическую основу исследования составляет принцип системно – деятельностного подхода (Г.А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова); деятельностный подход (Т.А. Богачева).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические – диагностическая методика «Запомни и расставь точки», диагностическая методика «Проставь значки», методы математической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская ООШ» Нововаршавского района, поселка Александровка, Омской области, учащиеся 2 класса
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников. Работа изложена на …. страницах. Список используемых источников включает ….. наименований.