Курсовая работа на тему: «Развитие свойств произвольного внимания у младших школьников на уроках математики при выполнении учебных заданий» 75084

Описание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы развития произвольного внимания у младших школьников на уроках математики

1.1 Психолого – педагогическое содержание понятия «внимание»

1.2 Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

1.3 Учебные задания как средство развития свойств  произвольного внимания у младших школьников

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития внимания у младших школьников на уроках математики

2.1 Характеристика базы и методов исследования

2.2 Анализ результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

76 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования продиктована тем, что проблема развития произвольного внимания у младших школьников непосредственно связана с их успешностью в обучении.

В настоящие время на современных школьников обрушивается огромный поток информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не может ориентироваться в безбрежном информационном море.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали бы качества внимания.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Современный этап развития общества диктует новые задачи в сфере образования. Характерная черта развития образования сегодня – переход к личностно-ориентированному образовательному процессу, в ходе которого учитываются индивидуальные особенности детей. Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться».

Выполнение вычислительных операций требует от учащихся повышенного внимания. В этой связи успешное обучение математике младших школьников ставит перед учителем задачу не только методического мастерства, но и глубокого понимания сути математических понятий и их взаимосвязи с развитием внимания учащихся.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыт учителей, анализ учебников, выявили противоречия исследования:

— между необходимостью развития произвольного внимания у младших школьников в процессе обучения математики и недостаточной разработанностью этого вопроса в методике преподавания данного предмета;

— между необходимостью развития произвольного внимания у младших школьников в процессе обучения математики и недостаточным количеством заданий и упражнений, направленных на развитие  внимания в учебниках математики.

Проблема исследования заключается в поиске методов и средств, направленных на развитие свойств внимания младших школьников на уроках математики.

Цель исследования: выявить влияние учебных заданий на  развитие  свойств произвольного внимания у младших школьников.

Объектом исследования выступает развитие свойств  произвольное внимания у младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования – учебные задания  как средство  развития свойства произвольного внимания  у младших школьников.

Гипотеза: развитие свойств  произвольного внимания младших школьников будет успешным если:

— учитель использует разнообразные учебные задания;

— систематически и целенаправленно использует учебные задания  на разных этапах уроков математики;

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «внимание», его виды и свойства

2. Выявить особенности развития внимания младших школьников.

3. Подобрать приемы развития свойств внимания младших школьников на уроках математики.

4. Подобрать диагностику на выявление уровня развития внимания младших школьников и апробировать ее.

Методологическую основу исследования составляет принцип системно – деятельностного подхода (Г.А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова); деятельностный подход (Т.А. Богачева).

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические – диагностическая методика «Запомни и расставь точки», диагностическая методика «Проставь значки», методы математической обработки результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская ООШ» Нововаршавского района, поселка Александровка, Омской области, учащиеся  2 класса

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников. Работа изложена на …. страницах. Список используемых источников  включает ….. наименований.

Литература

Психолого – педагогическая литература

  1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. – 2003. — №11. – С. 38 – 43.
  2. Берцфаи Л.В., Романко В.Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение 1 // Новые исследования в психологии. – 2002. — №2 – С. 68 – 72.
  3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., Роспедагенство, 2001 – 71 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология. Уч. для вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М., Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 2000. – С.187 — 190. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. – М., 2006. – 221 с.
  6. Гонина О.О.Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие.—«ФЛИНТА», 2015.
  7. Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Просвещение, 2002. – 211 с.
  8. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие младших школьников. — М., 2006. – 379с.
  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  10. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 352 с.
  11. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2006. – 64 с.
  12. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 – е изд. – М., 2000. – 364 с.
  13. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анциферовой. — М., 2005. – 370 с.
  14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.1: Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2003. –688 с.
  15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическрое исследование с элементами математической статистики. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
  16. Овчинникова В. С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей. – М.: Мегатрон, 2003. – 67 с.
  17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
  18. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2005. – 137 с.
  19. Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. – 2003. №5 – С.48 – 51.
  20. Психологическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2000. – 223 с.
  21. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2003. – 347 с.
  22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 384 с.
  23. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания – М.: Академия, 2000.
  24. Сухих А.В. Психология развития внимания и памяти: Учебное пособие для студ. университета. – Кемерово: КемГУ, 1999. – 112 с.
  25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1998. – 374 с.
  26. Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 287 с.
  27. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1997. – 447 с.
  28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., ГАРДАРИКИ, 2005. – 224 с.
  29. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2008.

 

Методическая литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, 2009.
  3. Истомина Н.Б.Методика обучения математике в начальных классах.- М.: 2005
  4. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.—СПб.: Наука и Техника. – 2008. – 304 с.: ил.

 

Учебники и пособия по математике

  1. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч 1./Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука. – 7 – е изд. – М.:Просвещение, 2015. – 122 с.: ил.
  2. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч 2./Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука. – 7 – е изд. – М.:Просвещение, 2015. – 107 с.: ил.
  3. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/М.И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.: ил. – (Школа России)
  4. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/М.И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.: ил. – (Школа России)
  5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): рабочие тетради: В 2 – х частях, часть 1/О.Холодова. – 5 – е изд., перераб. – М.:Росткнига, 2008. —57 с.
  6. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): рабочие тетради: В 2 – х частях, часть 2/О.Холодова. – 5 – е изд., перераб. – М.:Росткнига, 2008. —56 с.
  7. Электронные ресурсы
  8. Александрова Н.В. Развитие произвольного внимания у младших школьников// Режим доступа: http://dogmon.org/razvitie-proizvolenogo-vnimaniya-u-mladshih-shkolenikov.html (Дата обращения: 15.03.2017 г.)
  9. Аппа С. Н. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста//Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/01/vzaimosvyaz-temperamenta-i-vnimaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 15.03.2017 г.)
  10. Гудзиева С.А. Осуществление коррекционной работы на уроке в начальных классах в соответствии с индивидуальными программами коррекции развития младших школьников// http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1765551.html (Дата обращения: 17.03.2017 г.)
  11. Карелина Светлана Анатольевна Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности.// https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-na-urokah-matematiki-i-vneurochnoy-deyatelnosti-1167958 (Дата обращения: 16.03.2017 г.)
  12. Савина О.О., Смирнова О.М. Сборник упражнений для развития внимания и памяти// Режим доступа: http://l.120-bal.ru/doc/44960/index.htmlАппа С. Н. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста//Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/01/vzaimosvyaz-temperamenta-i-vnimaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 15.03.2017 г.)
  13. Развитие произвольного внимания в рамках учебных занятий// Режим доступа:http://www.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=10001&hry=./159123/159124/159665 (Дата обращения: 16.03.2017 г.)
  14. Разумова Г.В. Особенности внимания младших школьников// Режим доступа:http://school2100.com/upload/iblock/6a3/6a3213e0fa43e96cb91916b0aeb87a49.pdf (Дата обращения: 17.03.2017 г.)
  15. Романов Владимир Алексеевич. Деятельность учителя младших классов по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности// Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/16/statya-v-studencheskiy-sbornik-deyatelnost-uchitelya-mladshikh (Дата обращения: 15.03.2017 г.)

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 800

Задать вопрос

Задать вопрос