Курсовая работа на тему: «Психологические особенности игры ЗПР» 75306

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕТИ С ЗПР КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Игра как основной вид деятельности дошкольников

1.2. Психологические особенности дошкольников с ЗПР

1.3. Игровая деятельность детей дошкольного возраста с диагнозом «ЗПР»

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ особенностей игры дошкольников с ЗПР

2.3. Рекомендации по организации игровой деятельности у детей с ЗПР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

40 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Исследования в области психологии, физиологии, педагогики определяют значимость дошкольного периода жизни человека и утверждают, что именно дошкольный возраст  –  наиболее ответственный в формировании личности.

В числе прочих жизненных и социальных прав у ребенка есть право на игру. Вне игры, как указывается во многих научных исследованиях, ребенок не приобретает значимых качеств, необходимых для построения территории своей жизнедеятельности. Вне игры, как показывается во многих научных исследованиях, ребенок не приобретает значимых качеств, которые так необходимы для построения своей  определённой территории жизнедеятельности.

Именно в процессе ведущей деятельности, чем собственно игра и является на этапе дошкольного детства, происходят  важнейшие изменения познания чувств, воли, характера, всей личности ребенка.  Для ребенка игра является средством самореализации, самовыражения. Тем самым игра позволяет выйти за пределы ограниченного мира детей и построить свой собственный мир. Игра обеспечивает эмоциональное самоудовлетворение, что позволяет реализовать самые разные стремления и желания.

Конечно, разработка психологической теории детской игры, начиная с работ Л. С. Выготского и до сегодняшнего дня, проходила в органической связи с исследованиями по общим вопросам психологии и теории развития психики ребенка. Теоретические и экспериментальные исследования, в первую очередь А. Н. Леонтьева, Л. В. Запорожца и П. Я. Гальперина, стали органической частью исследований по психологии игры.

Однако в дошкольной практике на первое место сегодня выходит работа с детьми, имеющими задержку психического развития. При этом игровая деятельность детей с  отклонениями в развитии имеет ряд особенностей.

Одной из ведущих проблем в работе с детьми, имеющими диагноз «ЗПР», являются различные нарушения интеллектуального развития и речевой деятельности. И именно игра способна быть эффективным средством коррекции для дошкольников с ЗПР.

В специальных психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные изучения игровой деятельности дошкольников с умственной недостаточностью (Л.Б. Баряева, Т.Н. Исаева, Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколова), детей с нарушениями зрения (И.Г. Корнилова, Л.И. Солнцева), детей с нарушениями слуха (Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц), детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Н.В. Симонова). Однако специальных работ, посвященных изучению педагогических условий, способствующих игровой деятельности у дошкольников с ЗПР, не проводилось.

Учитывая это, а также особую актуальность проблемы, была выбрана тема исследования «Психологические особенности игровой деятельности у детей с ЗПР».

Объект исследования – дети с ЗПР как особая категория воспитанников образовательных учреждений.

Предмет исследования – психологические особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

Цель работы- исследование психологических особенностей игровой деятельности  дошкольников с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. изучение литературы на тему игровой деятельности дошкольников;

2. анализ психологических особенностей детей с ЗПР;

3. рассмотрение игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития;

4. подбор методик для диагностики психологических особенностей игровой деятельности дошкольников с ЗПР;

5. обработка полученных результатов;

6. анализ полученных результатов.

Гипотеза — игровая деятельность дошкольников с ЗПР находится на низком уровне.

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление) и эмпирические.

Структура и объем работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Литература

  1. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2001. – 207 с.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М: Альфа. – 2012.- 984 с.
  3. Вентцель К. Н. Свободное воспитание // Сборник избранных трудов. М., 2013.- 225 с.
  4. Воронцова М.В., Масливцева Н.В. Реализация принципа доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2010. – № 4. – С. 107-111.
  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. — М., 1996.- 377 с.
  6. Дуткевич Т. В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы / Т. В. Дуткевич Н Дис. … канд. психол. наук. — Киев, 2011. -122 с.
  7. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. Сер. «Научные доклады: независимый экономический анализ». – М., 2012.- 212 с.
  8. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М.: Изд. Дом РАО ; Баласс, 2012. — 144 с.
  9. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – М.: 2000.
  10. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — М., 2002.- 221 с.
  11. Поддьяков И. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М.. 1996.- 469 с.
  12. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Е. Г. Королева, О. М. Пяткова. – СПб.: Питер, 2013.- 547 с.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.- 460 с.
  14. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2015. – № 1. – С. 42-54.
  15. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –2010. – Т. 12, № 3. – С. 134-136.
  16. Титова М.В. Профилактика нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР // В сборнике: Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А.. Москва, 2012. — С. 214-219.
  17. Улыбина О.В., Хахалкина У.В. Комплексная модель коррекции межличностной перцепции в диаде «воспитатель-дошкольники с ЗПР» // Педагогический журнал Башкортостана.- 2014.- № 6 (55).- С. 85-92.
  18. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии : пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 304 с.
  19. Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 8. — С. 23-27.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 720

Задать вопрос

Задать вопрос