Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования темперамента в подростковом возрасте
1.1. Понятие и типы темперамента
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Специфика подросткового темперамента
Глава 2. Эмпирическое исследование типов темперамента у младших подростков
2.1. Методологические принципы экспериментального исследования темперамента
2.2. Анализ результатов практического исследования типов темперамента младших подростков
2.3. Рекомендации педагогам при организации учебно-воспитательного процесса, направленные на осознание особенностей типа темперамента и воздействия на эффективность учебной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
70 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, что характеризует темперамент.
Следовательно, темперамент является наиболее устойчивой характеристикой личности человека, которая почти не меняется в течение жизни и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Знание темперамента позволяет выявить всесторонность возможностей человека с целью использования потенциала их сильных личностных свойств [8, с. 112].
Проблеме темперамента в психологической и физиологической литературе посвящены работы таких ученых, как Е. Кречмер, Г. С. Словно, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, Я. Стреляу, Бы. М. Теплов, А.Ф. Лазурецький, А.Н. Леонтьев, Д.Я. Райгородский и др. К этой категории работ можно отнести работы М. Бехтерева, И.М. Сеченова и П.К. Анохина.
В нормальных условиях темперамент имеет проявление только в особенностях индивидуального стиля и не определяет результативность деятельности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности существенно усиливается, потому что предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходимы дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными или очень сильными воздействиями-раздражителями, особенно в подростковом возрасте. Поэтому каждому человеку, а тем более подростку, нужно иметь представление о типах темперамента и свойства нервной системы, собственный тип темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека за поведенческими проявлениями. Все это и предопределяет актуальность нашего исследования.
Цель нашего исследования – проанализировать особенности темперамента младших подростков.
Объект исследования – темперамент младших подростков.
Предмет исследования – факторы, воздействующие на особенности формирования темперамента младших подростков.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие и типы темперамента;
— изучить психологические особенности подросткового возраста;
— выяснить особенности специфики подросткового темперамента;
— провести эмпирическое исследование особенностей темперамента в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ специализированной психолого-педагогической литературы, применение эмпирических методов исследования: тестирование.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для педагогов и психологов, а также могут эффективно применяться в формате групповой работы со школьниками.
База исследования составила 68 младших подростков в возрасте 11-12 лет, из них 26 девочек и 42 мальчика, учеников 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов МОУ СОШ № …. г……
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.