Курсовая работа на тему: «Психологическая специфика подросткового темперамента» 8282

Описание

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования темперамента в подростковом возрасте

1.1. Понятие и типы темперамента

1.2. Психологические особенности подросткового возраста

1.3. Специфика подросткового темперамента

Глава 2. Эмпирическое исследование типов  темперамента у младших подростков

2.1. Методологические принципы экспериментального исследования темперамента

2.2. Анализ результатов практического исследования типов темперамента младших подростков

2.3. Рекомендации педагогам при организации учебно-воспитательного процесса, направленные на осознание особенностей типа темперамента и воздействия на эффективность учебной деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

70 стр.

Фрагмент

Введение

Актуальность темы. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, что характеризует темперамент.

Следовательно, темперамент является наиболее устойчивой характеристикой личности человека, которая почти не меняется в течение жизни и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Знание темперамента позволяет выявить всесторонность возможностей человека с целью использования потенциала их сильных личностных свойств [8, с. 112].

Проблеме темперамента в психологической и физиологической литературе посвящены работы таких ученых, как Е. Кречмер, Г. С. Словно, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, Я. Стреляу, Бы. М. Теплов, А.Ф. Лазурецький, А.Н. Леонтьев, Д.Я. Райгородский и др. К этой категории работ можно отнести работы М. Бехтерева, И.М. Сеченова и П.К. Анохина.

В нормальных условиях темперамент имеет проявление только в особенностях индивидуального стиля и не определяет результативность деятельности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности существенно усиливается, потому что предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходимы дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными или очень сильными воздействиями-раздражителями, особенно в подростковом возрасте. Поэтому каждому человеку, а тем более подростку, нужно иметь представление о типах темперамента и свойства нервной системы, собственный тип темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека за поведенческими проявлениями. Все это и предопределяет актуальность нашего исследования.

Цель нашего исследования – проанализировать особенности темперамента младших подростков.

Объект исследования – темперамент младших подростков.

Предмет исследования – факторы, воздействующие на особенности формирования темперамента младших подростков.

Задачи исследования:

— рассмотреть понятие и типы темперамента;

— изучить психологические особенности подросткового возраста;

— выяснить особенности специфики подросткового темперамента;

— провести эмпирическое исследование особенностей темперамента в подростковом возрасте.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ специализированной психолого-педагогической литературы,  применение эмпирических методов исследования: тестирование.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для педагогов и психологов, а также могут эффективно применяться в формате групповой работы со школьниками.

База исследования составила 68 младших подростков в возрасте 11-12 лет, из них 26 девочек и 42 мальчика, учеников 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов МОУ СОШ № …. г……

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Литература

  1. Батаршев А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. — М.: Владос пресс, 2001. — 336 с.
  2. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. — Дубна: Феникс+, 2005. — 512 с.
  3. Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б. М. Теплова, 10-11 ноября 2011 г. / под ред. М. К. Кабардова. — М.: Смысл, 2011. — 380 с.
  4. Дифференциальная психофизиология: учебно-методическое пособие / Cост. О. В. Грибкова. — Самара: Самар. Гуман. акад., 2008. — 120с.
  5. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. — М.: АСВ, 2004. — 224 с.
  6. Ломтатидзе О.В. Влияние особенностей темперамента на формирование симпатий и антипатий у девушек. — Екатеринбург, 2008. — 24 с.
  7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. — СПб.: Питер. — 320 с.
  8. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин. — М.: Просвещение, 1964. — С.3-18.
  10. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2009. — 672 с.
  11. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В.Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.
  12. Петрова О.О. возрастная психология: Конспект лекций / О.О.Петрова, Т.А.Умнова. — Ростов-на-Дону: Феникс — 2005. — 222 с.
  13. Петровский А.В. Общая психология / А.В.Петровский. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  14. Петровский, А.В. Общая психология. Учебник для педагогических вузов/А.В. Петровский, М.Г, Ярошевский. – М.: Академия, 2009. — 501 с.
  15. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – 672 с.
  16. Рогов, Е.И. Общая психология /Е.И. Рогов. – М., Владос, 2005. — 362с.
  17. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека /К. Роджерс. — М.: Прогресс-Универс, 2010. – 401 с.
  18. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. — М.: Гардарики, 2003. — 424 с.
  19. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М.: Наука, 2001. — 352 с.
  20. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность /П.В. Симонов, П.М. Ершов П.М. – М., Наука, 1994. 264с.
  21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
  22. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков. — М.: Школа-Пресс, 2009. – 406с.
  23. Сорокун П.А. Основы психологии / П.А.Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с.
  24. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий /Б.М. Теплов. — М.: МПСИ, 2004. — 535 с.
  25. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая псих ология. Инструментарий. — Ростов н/Д: изда тельство «Феникс», 2002. — 688 с.
  26. Шупейко, И.Г.Основы психологии и педагогики / И.Г. Шупейко. — Минск: Бестпринт, 2003. — 247с.
  27. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Прогресс, 2004. – 282 с.
  28. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В.Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000. — 544 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 800

Задать вопрос

Задать вопрос