Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы представлений
1.1. Понятие и характеристики семьи и семейно-брачных отношений в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Особенности формирования семейных отношений в современном обществе
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о семейных отношениях у студентов разных специальностей
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
46 стр.
Фрагмент
Введение
Курсовая работа посвящена проблеме представлений о семейных отношениях у студентов различных специальностей.
Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В настоящих условиях общественного развития семья остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации.
С другой стороны, в современном обществе семейные отношения претерпевают трансформацию. К основным факторам трансформации семьи относятся: эмансипация, индивидуализация индивида от семьи. Также негативной тенденцией семейных отношений на современном этапе является снижение стабильности современных семей, о чем свидетельствует динамика демографических показателей — общее снижение рождаемости, увеличение удельного веса разводов и неполных семей.
На фоне негативных тенденций развития семейных отношений в современном обществе также следует отметить возрастающую ценность эмоционально-психологической стороны семейно-брачных отношений. Важной основой для создания крепкой семьи являются благоприятные межличностные отношения, удовлетворенность эмоциональной стороной общения. Это значительно осложняет семейную жизнь, так как резко повышает уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.
Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века (Е.Ю. Алешина, А.Н. Волкова, С.И. Голод, Э.Г. Эйдмиллер и др.). Исследователями изучались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. В русле этой тематики накоплен богатый эмпирический материал.
Рассмотрению основных тенденций развития отношений внутри семьи посвятили свои работы А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, А.Ф. Северина и другие. Эмоциональные отношения в семье рассматривает З.И. Файнбург. Причины напряженности в отношениях в брачной паре раскрываются в работах В.И. Селиванова, К.Н. Волкова, В.Б. Голофаста и др. Также изучаются вопросы влияния родительской семьи на супругов (А.Г. Волков, Э.А. Тийт) и вопросы психологической совместимости в браке (Н.Н. Обозов, А.Н. Волкова, Д.В. Ольшанский, и другие).
Однако проблема представлений студентов разных специальностей о семейных отношениях исследовалась мало и требует изучения. Выявление представлений молодежи о семейных отношениях позволит лучше организовать работу по их подготовке к семейной жизни.
Объект исследования: семейные отношения.
Предмет исследования: представления о семейных отношениях студентов разных специальностей (на примере гуманитарных и технических специальностей).
Цель исследования: выявить особенности представлений о семейных отношениях у студентов разных специальностей (на примере технических и гуманитарных специальностей).
Нами была выдвинута общая гипотеза: представления о семейных отношениях имеют различия у студентов разных специальностей.
Данная общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
1) Студенты гуманитарных и технических специальностей, имеют разные представления о желаемом стиле межличностного взаимодействия супруга, проявляют разные ожидания относительно ролевого поведения супруга (будущего или реального).
2) У студентов гуманитарных специальностей выше ранг семьи в системе ценностей.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить теоретический анализ понятия семьи и брака.
2. Охарактеризовать особенностей семейных отношений на современном этапе развития общества.
3. Выполнить эмпирическое исследование представлений о семейных отношениях у студентов технических и гуманитарных специальностей.
4. Сравнить представления о желаемом стиле межличностного взаимодействия супруга, содержание ролевых ожиданий, ранг семьи в системе ценностных ориентаций.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, обобщение источников.
2. Эмпирические методы: психодиагностическое тестирование по комплексу методик: «Ролевые ожидания и притязания в браке»
А.Н. Волкова, методика Т. Лири, методика И.Г. Сенина ОТеЦ, методика «Незаконченные предложения».
3. Методы статистической обработки: описательные статистики, расчет критерия Манна-Уитни.
Выборку составили 2 группы по 20 человек: группа студентов технических специальностей и группа студентов гуманитарных специальностей.
Работа включает введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложения.