Курсовая работа на тему: «Представления о семейных отношениях у студентов различных специальностей» 8972

Описание

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы представлений

1.1. Понятие и характеристики семьи и семейно-брачных отношений в отечественной и зарубежной психологии

1.2. Особенности формирования семейных отношений в современном обществе

Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о семейных отношениях у студентов разных специальностей

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Результаты исследования и их анализ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

46 стр.

Фрагмент

Введение

Курсовая работа посвящена проблеме представлений о семейных отношениях у студентов различных специальностей.

Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В настоящих условиях общественного развития семья остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации.

С другой стороны, в современном обществе семейные отношения претерпевают трансформацию. К основным факторам трансформации семьи относятся: эмансипация, индивидуализация индивида от семьи. Также негативной тенденцией семейных отношений на современном этапе является снижение стабильности современных семей, о чем свидетельствует динамика демографических показателей — общее снижение рождаемости, увеличение удельного веса разводов и неполных семей.

На фоне негативных тенденций развития семейных отношений в современном обществе также следует отметить возрастающую ценность эмоционально-психологической стороны семейно-брачных отношений. Важной основой для создания крепкой семьи являются благоприятные межличностные отношения, удовлетворенность эмоциональной стороной общения. Это значительно осложняет семейную жизнь, так как резко повышает уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.

Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века (Е.Ю. Алешина, А.Н. Волкова,                С.И. Голод, Э.Г. Эйдмиллер и др.). Исследователями изучались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. В русле этой тематики накоплен богатый эмпирический материал.

Рассмотрению основных тенденций развития отношений внутри семьи посвятили свои работы А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, А.Ф. Северина и другие.  Эмоциональные отношения в семье рассматривает З.И. Файнбург. Причины напряженности в отношениях в брачной паре раскрываются в работах В.И. Селиванова, К.Н. Волкова, В.Б.  Голофаста и др. Также изучаются вопросы влияния родительской семьи на супругов (А.Г. Волков, Э.А. Тийт) и вопросы психологической совместимости в браке (Н.Н. Обозов, А.Н. Волкова, Д.В. Ольшанский, и другие).

Однако проблема представлений студентов разных специальностей о семейных отношениях исследовалась мало и требует изучения. Выявление представлений молодежи о семейных отношениях позволит лучше организовать работу по их подготовке к семейной жизни.

Объект исследования: семейные отношения.

Предмет исследования: представления о семейных отношениях студентов разных специальностей (на примере гуманитарных и технических специальностей).

Цель исследования: выявить особенности представлений о семейных отношениях у студентов разных специальностей (на примере технических и гуманитарных специальностей).

Нами была выдвинута общая гипотеза: представления о семейных отношениях имеют различия у студентов разных специальностей.

Данная общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:

1)  Студенты гуманитарных и технических специальностей, имеют разные представления о желаемом стиле межличностного взаимодействия супруга, проявляют разные ожидания относительно ролевого поведения супруга (будущего или реального).

2) У студентов гуманитарных специальностей выше ранг семьи в системе ценностей.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Выполнить теоретический анализ понятия семьи и брака.

2. Охарактеризовать особенностей семейных отношений на современном этапе развития общества.

3. Выполнить эмпирическое исследование представлений о семейных отношениях у студентов технических и гуманитарных специальностей.

4. Сравнить представления о желаемом стиле межличностного взаимодействия супруга, содержание ролевых ожиданий, ранг семьи в системе ценностных ориентаций.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ, обобщение источников.

2. Эмпирические методы: психодиагностическое тестирование по комплексу методик: «Ролевые ожидания и притязания в браке»
А.Н. Волкова,  методика Т. Лири, методика И.Г. Сенина ОТеЦ, методика «Незаконченные предложения».

3. Методы статистической обработки: описательные статистики, расчет критерия Манна-Уитни.

Выборку составили 2 группы по 20 человек: группа студентов технических специальностей и группа студентов гуманитарных специальностей.

Работа включает введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложения.

Литература

  1. Агапов Е.П. Семьеведение: Учебное пособие/ Е.П. Агапов, О.А. Нор-Аревян. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. — 400 с.
  2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. — СПБ.: Речь, 2007. — 384 с.
  3. Антонов А.И. Микросоциология семьи. — ИНФРА-М, 2005. — 368 с. — (Классический университетский учебник).
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Крат.лекцион. курс / А.Я. Варга. — СПб.: Речь, 2001. — 142 с.: 22 см. — (Психотерапия на практике).
  5. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб.пособие/ Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384 с.
  6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.
  7. Гурко Т.А. Брак и родительство в России — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 325 с.
  8. Дружинин В.Н. Психология семьи.-3-е изд.-М.;СПб.;Н.Новгород: Питер, 2008. — 176 с.
  9. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Ось-89», 2007. – 352 с.
  10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – Гардарики. 2007 – 320 с.
  11. Карташова Т.Е. Динамика и структура брачно-семейных установок современной молодежи // Т.Е. Карташова / Известия РГПУ им. А.И. Герцена № 132: Научный журнал. – СПб., 2011. – С. 336-341
  12. Карташова Т.Е. Структура и содержание брачно-семейных установок современной молодежи // Т.Е. Карташова, Е.В. Змановская / Вестник ТГПУ. – Томск, 2011. – Вып. 12 (114). – С. 222-225
  13. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. — 2003. — №7. — С.92-100.
  14. Лазарева В.А. Влияние согласованной ролевой структуры молодых супругов на удовлетворенность браком //Семейная психология и семейная терапия. — — № 4. — С.3-8.
  15. Манешина Л.И. Российская семья сегодня //Вестник Российского философского общества. — 2005. — № 2. — С.169-170.
  16. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС. — 2004. — №5. — С.65-73.
  17. Мороз Т.С. Основы психологии семьи: Учеб.- метод. пособие для высших учебных заведений/ Т.С. Мороз; Под ред. Е.Я. Матюшкиной. – Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2009. – 122с.
  18. Основы психологии семьи и семейного консультирования.: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Под общей редакцией Н.Н. Посысоева. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  19. Пахомова Е.И. Можно ли говорить о кризисе семьи? // Мониторинг общественного мнения. — 2006. — №1. — С.11-21.
  20. Резник С.Д. Российская семья: потенциал и механизмы самоорганизации // Экономическая наука современной России.—2006.—№4.—С.88-98.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / – М.: ВЛАДОС, 2005./С.Л. Рубинштейн. –592 с., ISBN 958-13-5045-1.
  22. Тихомирова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи// Социологические исследования. – 2010. — №2. — C. 118-124.
  23. Трапезникова Т.М. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ.ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — С.486-497.
  24. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие. – Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. – 103 с.
  25. Шевцова С.В. Психология семьи как предмет научного анализа // Инновации в образовании. — 2004.— №4.—С.79-81.
  26. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб.пособие/Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добряков,И.М. Никольская .-СПб. :Речь, 2006.-342 с.
  27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 640

Задать вопрос

Задать вопрос