Курсовая работа на тему: «Особенности ценностно-смысловой сферы подростков» 8679

Описание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций подростков

1.1 Особенности подросткового возраста

1.2 Развитие ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

2.1 Ход и процедура исследования ценностных ориентаций

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3 Рекомендации по формированию ценностных ориентаций подростков.

Заключение

Список литературы

Приложение

63 стр.

Фрагмент

Введение

На современном этапе развития российского общества все большую актуальность приобретают  вопросы, связанные с развитием духовности. В проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» [4] говорится о том, что в обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т. д. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Формирование ценностных ориентиров происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее системно, последовательно и глубоко в период взросления в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [12].

Одним из наиболее интенсивных периодов, в которые происходит формирование ценностей – подростковый возраст. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на особенности развития ценностно-смысловой сферы именно на этом возрастном этапе [6].

Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в России конца XX и начала XXI веков. Противоречия развития, свойственные подростковому и юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития (Собкин B.C., Кузнецова Н.А., 1998; Подольский А.И. и др., 2003; Фельдштейн Д.И., 1999). Современное российское общество характеризуется как кризисное, нестабильное, «переходное», «трансформирующееся» (Андреева Г.М., 2000; Дилигенский Г.Г., 1998; Ядов В.А., 2001 и др.) [22].

Проявление отклонений в поведении подростков в современном обществе связано в первую очередь с кризисной социализацией. Кризисы могут породить конфликт с обществом, социальной группой, разочарование. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров. С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, подростковый возраст – это возраст реальной маргинальности, возраст поисков идентичности, основанной не на актуальном положении подростка в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными достижениями, положении в социуме. Иными словами, это возраст создания идентичности, отнесенной в будущее (перспективной идентичности) [20].

Поэтому современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере подростков, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности [16].

Исходя из выше сказанного цель исследования: определить особенности развития ценностно-смысловой сферы современного подростка.

Предметом исследования являются ценностные ориентации.

Объект исследования: особенности формирования ценностных ориентацией в подростковом возрасте.

В соответствии с поставленной целью в данной работе были выделены следующие задачи:

  • теоретический обзор литературы в области ценностных ориентаций;
  • изучение психологических особенностей подросткового возраста,
  • рассмотреть развитие ценностных ориентации в подростковом возрасте;
  • подобрать методы и методики диагностики ценностных ориентации подростков;
  • сформировать группы респондентов и провести эмпирическое исследование ценностных ориентации подростков;
  • проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.

Теоретической основой работы послужили теоретические положения культурно-исторической концепции и учение о психологическом возрасте Л.С. Выготского, развитие взглядов на структуру возраста в трудах Д.Б. Элькони-на. Теории и идеи В.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович и др.

Литература

  1. Абрамова Г. С. психология / Г.С. . – М.: Академический Проект, – 704 с.
  2. Анастази А. Психологическое : В 2 кн. Кн. I/под ред. К. М. Гуревича, В. И. / А. Анастази. – М., – 320 с.
  3. Антоненко С. Поколение, сумерками // Новый мир. – №4. – С.176–185.
  4. Артюхова И. – цели поколения: На первом – здоровье, а творчество на / И. Артюхова // Директор . – 2001. – №10. – .84–87.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. . – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
  6. , Т.М., Зевина, О. Г. утверждения человеческих – культурных символов – в сознании / Т.М. Буякас, О.Г. // Вопросы . – 1997 – № 5. – С. 44-56.
  7. , Ю.Г., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., , И.П., Шаповалов, В.А. Социология / Ю.Г. Волков. – .: Феникс, 2001. – 576 с.
  8. Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО– Пресс, – 1008 с.
  9. В. В. Организационная психология / В. В. .– М.: Изд. «Флинта» МПСИ, – 647 с.
  10. Калягин В.А. Логопсихология: . пособие для . высш. учеб. / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: , 2006. – 320 с.
  11. Киприянова Е.В. ценностных старшеклассников и управление личности /Е.В. Киприянова // в школе. – 1999. – №2. – .50–52.
  12. Кирилова Н.А. ориентации в структуре индивидуальности старших / Н.А. Кирилова // Вопр. . – 2000. – №4. – .29–37.
  13. Леонтьев Д.А. От социальных к личностным / Д.А. Леонтьев // МГУ. Серия 14. Психология. – – № 4. – С. 35 – 43.
  14. Никандров В. В. методы в психологии/В. В. . – СПб.: Речь, 2002. – 120 с.
  15. Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. . – М.: Педагогическое России, 2001. – 442 с.
  16. В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение ориентаций учащейся / В.А. Попов, О.Ю. // Социол. исслед. – – №6. – С.96–99.
  17. Психология. / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., . и доп. – М.: Политиздат, – 494 с.
  18. Рубинштейн, С. Л. Основы психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Ком, 1999. – 720 с.
  19. Скриптунова Е.А. О городской : (Заметки об исследовании) /Е.А. // Социол. исслед. – – №1. – С.105–11.
  20. Соколов А.В., И.О. Ценностные постсоветского гуманитарного / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// . исслед. – 2003. – №1.
  21. Социальная / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. , А.А. Деркач. – М.: Издательский «Акакдемия», 2002. – С. 502.
  22. А.Ю. Особенности ориентаций современных . [Электронный ресурс] / А.Ю. // – Режим доступа: URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143 – «Социально-гуманитарное и образование.
  23. Сулейманова С. Т. поведение подростков в российском обществе: и социальный диссертации на соискание степени кандидата наук (22.00.04). [ ресурс] / С.Т. // – Пенза, 2006. – 25 с. – доступа: URL: http://pnzgu.ru – «Пензенский государственный ». [29.02.2008]
  24. : учебник/под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. , В. П. Филатова / В.Д. Губин, Т.Ю. , В.П. Филатов. – М.: Русское , 1998. – С. 432.
  25. ориентации подростков. словарь на azps.ru//http://azps.ru/handbook/c/cenn541.html – «А. Я. Психология».
  26. Ценностные современной : Обзор социол. . / Рос. гос. юнош. б-ка; .: В.П. Вдовиченко. – М., – 24 с.
  27. М. В. Влияние массовой информации на противоправного поведения / М.В. Цилуйко // Вестник и коррекционно-реабилитационной . – 2000. – 1. – С.75-87.
  28. О. Е. Ценностные ориентации молодежи / О.Е. Шотина // школа. – – №4. – С.43-45.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 800

Задать вопрос

Задать вопрос