Описание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций подростков
1.1 Особенности подросткового возраста
1.2 Развитие ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте
2.1 Ход и процедура исследования ценностных ориентаций
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по формированию ценностных ориентаций подростков.
Заключение
Список литературы
Приложение
63 стр.
Фрагмент
Введение
На современном этапе развития российского общества все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием духовности. В проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» [4] говорится о том, что в обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т. д. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Формирование ценностных ориентиров происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее системно, последовательно и глубоко в период взросления в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [12].
Одним из наиболее интенсивных периодов, в которые происходит формирование ценностей – подростковый возраст. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на особенности развития ценностно-смысловой сферы именно на этом возрастном этапе [6].
Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в России конца XX и начала XXI веков. Противоречия развития, свойственные подростковому и юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития (Собкин B.C., Кузнецова Н.А., 1998; Подольский А.И. и др., 2003; Фельдштейн Д.И., 1999). Современное российское общество характеризуется как кризисное, нестабильное, «переходное», «трансформирующееся» (Андреева Г.М., 2000; Дилигенский Г.Г., 1998; Ядов В.А., 2001 и др.) [22].
Проявление отклонений в поведении подростков в современном обществе связано в первую очередь с кризисной социализацией. Кризисы могут породить конфликт с обществом, социальной группой, разочарование. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров. С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, подростковый возраст – это возраст реальной маргинальности, возраст поисков идентичности, основанной не на актуальном положении подростка в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными достижениями, положении в социуме. Иными словами, это возраст создания идентичности, отнесенной в будущее (перспективной идентичности) [20].
Поэтому современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере подростков, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности [16].
Исходя из выше сказанного цель исследования: определить особенности развития ценностно-смысловой сферы современного подростка.
Предметом исследования являются ценностные ориентации.
Объект исследования: особенности формирования ценностных ориентацией в подростковом возрасте.
В соответствии с поставленной целью в данной работе были выделены следующие задачи:
- теоретический обзор литературы в области ценностных ориентаций;
- изучение психологических особенностей подросткового возраста,
- рассмотреть развитие ценностных ориентации в подростковом возрасте;
- подобрать методы и методики диагностики ценностных ориентации подростков;
- сформировать группы респондентов и провести эмпирическое исследование ценностных ориентации подростков;
- проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.
Теоретической основой работы послужили теоретические положения культурно-исторической концепции и учение о психологическом возрасте Л.С. Выготского, развитие взглядов на структуру возраста в трудах Д.Б. Элькони-на. Теории и идеи В.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович и др.