Описание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы личностных особенностей и ценностных ориентаций представителей хип-хоп культуры
1.1. Ценностные ориентации в структуре личности
1.2. Психолого-педагогические особенности приверженцев культуры хип-хоп
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей личности и ценностных ориентаций представителей хип-хоп культуры
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
45 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наши дни хип-хоп культура занимает лидирующие позиции среди субкультур и значительно влияет на ценностные ориентации подростков.
Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
В данном исследовании мы обращаемся к сложной комплексной проблеме ценностных ориентаций приверженцев культуры хип-хоп. Наибольшую популярность данная разновидность субкультуры имеет в подростковом, юношеском возрасте.
Одной из важнейших особенностей развития личности подростка является их потребность в самовыражении. В том случае, когда эта потребность недостаточно удовлетворяется в просоциальных видах деятельности, подростки будут искать её удовлетворение другими способами. Одним из них является уход в субкультуры. Затруднительно назвать какую-либо иную проблему, касающуюся современных подростков, их места в общественной жизни, взглядов, перспектив, которая бы так тревожила в наше время социальное мнение, как проблема неформальных, нетрадиционных, субкультурных групп, объединений в ее среде. Эта заинтересованность закономерна с учетом видимого возрастания количества и инициативности групп субкультуры хип-хоп, своеобразия и броскости внешнего вида и поведения ее приверженцев, демонстративности взгляда по отношению традиционных ценностей современного общества, его институтов общественного воспитания, в том числе формальных (регулируемых правом и вписанных в сложившуюся стабильную, социальную структуру).
Проблемы развития ценностной сферы личности разрабатывалась в работах известных отечественных (А.А.Бодалев, Л.И.Божович,
П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн,
С.Г.Якобсон и др.) и зарубежных (А.Бандура, Л.Кольберг, З.Фрейд и др.) исследователей.
Молодежные субкультуры и их представителей, отражающие типологию и динамику молодежных субкультур, сущностные характеристики представителей молодёжных субкультур изучаются в работах Ф.Коэна,
М.Брейка (ценностная и мировоззренческая дифференциация в молодежной среде); С.А.Белановского, С.В.Косарецкого, С.И.Левиковой, А.А.Шмелева (возникновение и развитие молодёжных субкультур); М.Мида (социализация молодежи, теория «конфликта поколений»).
Вместе с тем, вопросы личностных особенностей и ценностных ориентаций приверженцев субкультур, в частности, такой разновидности, как культура хип-хоп, требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования: выявить особенности личности и ценностные ориентации представителей хип-хоп культуры.
Объект исследования: ценностные ориентации, личностные особенности.
Предмет исследования: особенности личности и ценностные ориентации представителей хип-хоп культуры.
Гипотеза исследования: у представителей хип-хоп культуры в отличие от лиц, не являющихся приверженцами субкультуры, имеются особенности личности и ценностных ориентаций.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ понятия ценностных ориентаций и их роли в структуре личности.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности приверженцев культуры хип-хоп.
3. Выполнить подбор диагностических методик для изучения особенностей личности и ценностных ориентаций представителей культуры хип-хоп.
4. На основании данных эмпирического исследования сравнить особенности личности и ценностные ориентации приверженцев культуры хип-хоп и лиц, не вовлеченных в субкультуры.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение теоретических источников.
2. Эмпирические: методика диагностики самооценки С. Будасси, тест осознанных жизненных целей Е. Карапешта; опросник определения ценностей личности Шварца, методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
3. Методы качественного и количественного анализа: критерий Манна-Уитни, критерий достоверности Фишера.
Выборку составили 20 юношей и девушек – представители культуры хип-хоп, контрольную группу составили 20 юношей и девушек, не вовлеченных в субкультуру хип-хопа.
Работа включает введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложения.