Фрагмент
Введение
Маркетинг – это общественная наука, поэтому затрагивает великое множество людей.
Задачи маркетинга:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение сервисного обслуживания;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6) исследование деятельности конкурентов;
7) сбыт товара (услуги);
8) формирование ассортиментной политики;
9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование стратегии поведения фирмы
Принципы маркетинга – это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение.
Основными принципами маркетинга в условиях России являются:
— максимальное приспособление производства продукции и всей производственно-сбытовой деятельности производителя к требованиям рынка;
— учет потребностей потребителя, условий предпринимательской деятельности, состояния и динамики спроса;
— активное воздействие на спрос различными методами, не противоречащими закону;
— принятие стратегических решений по мере обнаружения проблемы сбыта (ситуационное управление);
— наличие многовариантности решения возникающих проблем сбыта;
— ориентация на обеспечение долгосрочного коммерческого успеха; проявление маркетинговой инициативы как формы управления производством и сбытом продукции.
Функции маркетинга в лекарственном обеспечении населения имеют свои нюансы. Это связано с тем, что лекарство является особым товаром, необходимым для здоровья человека.
И в этом отношении маркетинг исполняет роль связующего звена между фармацевтической промышленностью, системой снабжения, с одной стороны, и лечебно-профилактическими учреждениями и населением – с другой.
Сегодня большинство фармацевтических компаний принимает концепцию социально-ответственного маркетинга. Его суть состоит в определении интересов целевых групп потребителей и удовлетворении их запросов более действенными, чем у конкурентов, приемами при сохранении благополучия, как отдельного потребителя, так и общества в целом.
Фармацевтический маркетинг призван гарантировать право личности и общества на сохранение, охрану и восстановление здоровья.
Применение его принципов в системе управления фармацевтической отраслью обусловлено необходимостью активного привлечения потребителей продукции и инвесторов.
Кроме того, фармацевтические учреждения все чаще применяют технологии маркетинга, чтобы разработать конкурентоспособную стратегию своего развития.
Особенность маркетинга в фармацевтической сфере также связана с тем, что производство лекарственных препаратов ориентировано не только на пациента как на конечного потребителя, но и на врачей. А это в свою очередь приводит к существенному усложнению системы «покупатель-продавец».
В результате врач все чаще становится инициатором спроса на лекарственную продукцию.
Кроме того, заметное влияние на фармацевтический маркетинг оказывает особенность самого лекарственного продукта, который должен быть эффективным, качественным и безопасным для больного.
Не следует также недооценивать фактор высокой информированности современного потребителя относительно лекарственной продукции, приводящий не только к ужесточению конкуренции на рынке фармацевтических услуг, но и меняющий условия работы предприятий.
Как бы то ни было, фармацевтические компании стремятся направить свои усилия на продажу нужного товара в нужных количествах, в нужном месте, в нужное время и по цене, которую может заплатить потребитель. Это классическая азбука маркетинга.
Для того чтобы управлять маркетингом, т.е. деятельностью по удовлетворению нужд и потребностей потребителя, необходимо знать смысловую нагрузку этих базовых категорий.
Исходным понятием маркетинга является «нужда», которая не должна ассоциироваться с понятием «нищета» или «недостаток средств к существованию».
Нужда — это необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения. Нужда является первичным мотивом деятельности человека.
Фармацевтические товары позволяют удовлетворить ряд физиологических нужд (например, потребность организма в витаминах, отдельных гормонах и ферментах, вырабатываемых в организме в недостаточном или избыточном количествах и др.), обезопасить человека от болезни, которая чаще всего ассоциируется с главной угрозой жизни.
В последние годы в фармацевтических организациях расширяется ассортимент товаров, потребление которых вызвано нуждами уважения (самоуважения). Это и средства гигиены, и лечебная косметика, и средства для похудания и т.д., при этом вполне очевидно, что покупателей, решающих проблему удовлетворения нужд более высоко уровня, гораздо меньше, чем нижележащих позиций пирамиды.
Знание нужд покупателей позволяет не только предвидеть направления расширения различных товарных групп ассортимента фармацевтической организации, но и осуществлять эгомаркетинг в отношении собственного развития.
Потребность — нужда, принявшая конкретные формы в зависимости от индивидуальных особенностей потребителя и(или) уровня развития общества.
Потребность — это та категория, которая заставляет нас задуматься о ценности каждого человека как единственного и неповторимого, вследствие чего она определяет рост психоэмоциональной нагрузки на специалиста при оказании фармацевтической помощи.
У данной категории есть существенный недостаток, известный нам из предмета экономической науки: не каждая потребность может быть удовлетворена.
Главным ограничителем является покупательская способность (платежеспособность) как населения, так и государства (в части финансирования гарантированного объема лекарственной помощи на различных ступенях оказания медицинской помощи — амбулаторной, стационарной, полустационарной, реабилитационной). Платежеспособная потребность называется спросом.
Спрос — это желание купить товар, подкрепленное финансовыми возможностями потребителя (требование на товары со стороны покупателя).
В связи с этим именно категория «спрос» с экономической точки зрения является наиболее интересной, так как конкретно могут быть определены ее величина, степень влияния различных факторов, прогнозные значения. Величина спроса характеризует понятие реальной емкости рынка.
Процесс удовлетворения платежеспособной потребности (спроса) может иметь два исхода: положительный — товар или услуга получены потребителем и имеет место процесс их потребления, и отрицательный, если этого не произошло по причине отсутствия товара (или услуги).
Маркетинг медицинской техники условно можно разделить на следующие секторы: изделия медицинского назначения, предназначенные для населения (медицинская техника для использования на дому); медицинская техника, предназначенная для частнопрактикующих врачей; медицинская техника для учреждений (независимо от типа собственности).