Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
1.1. Понятия взаимодействия и сотрудничества семьи и дошкольного учреждения
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
1.3. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Глава 2. Особенности внедрения нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей в практику работы дошкольного образовательного учреждения
2.1. Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
2.2. Анализ реализации проекта по взаимодействию ДОУ и семьи «Вместе мы сила»
2.3. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи
Заключение
Список литературы
Приложение
65 стр.
Фрагмент
Введение
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности [2].
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть [3].
Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность [3].
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных [3].
Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей и форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи;
- Рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;
- Охарактеризовать современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей дошкольного возраста;
- Разработать и реализовать проект взаимодействия ДОУ и семьи «Вместе мы сила».
Гипотеза: Взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
— повысить педагогическую грамотность родителей;
— обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Сухомлинского и современных ученых С.Л. Соловейчика, Т.Н. Дороновой, Е.П. Арнаутовой, которые подчеркивают, что многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. [3, 8, 11]
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта «Вместе мы сила» взаимодействия ДОУ с родителями.
В работе применялись следующие методы: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение опыта работы ДОУ с семьей.