Курсовая работа на тему: «Организация развивающей предметно — пространственной среды как средство развития речевой активности дошкольников в процессе работы над сказками» 6004

Описание

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты развития речевой активности в процессе работы над сказками

1.1 Понятие «речевая активность»

1.2 Особенности развития речевой активности детей дошкольного возраста

1.3 Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям дошкольного возраста

2. Методические аспекты по созданию условий для развития речевой активности детей дошкольного возраста

2.1 Особенности организации РППС, способствующей развитию речевой активности дошкольника

2.2 Методические диагностики речевой активности дошкольника

2.3 Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста

Заключение

Список используемой литературы

46 стр.

Фрагмент

Введение

У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Согласно определению А.М.Бородич — «Связная речь — это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей».

Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста, это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. Заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики.

При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф.А.Сохин выделил три основных направления:

1) структурное (формирование структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения);

3) когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).

Что касается первого направления, то было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Объект исследования — развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования — выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если:

— планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

— учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников;

— определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Для достижения цели определены задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) Экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

3) Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Литература

1. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. — 175 с.

2. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/ Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,- 2004.-398 с.

3. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей/ Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2002.-400 с.

4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1981.-234 с.

5. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158 с.

6. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.С. Белько; Под ред. Н.С. Старжинской. Мн., 2003. С. 98 – 102.

7.Максаков А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1986. № 2, 3.

8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1999. С. 22 — 32, 35 — 43, 48 — 51, 63 — 67, 99 – 103.

9. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе // Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. М., 1994.

10. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы. М., 2007.

11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003. С.170 – 283.

12. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития // Дошкольное воспитание. 1991. № 7.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 640

Задать вопрос

Задать вопрос