Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Институт полномочных представителей Президента России
1.1 История создания института полномочных представителей Президента РФ
1.2. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента России в федеральных округах
Глава 2. Место института полномочных представителей Президента РФ в иерархии власти
2.1. Институт полномочных представителей Президента России как структурная составляющая укрепления вертикали власти
2.2 Институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Заключение
Список литературы
31 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы исследования. В соответствии с частью 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации, «президент Российской Федерации является главой государства».
Особый статус Президента как главы демократического федеративного правового государства с федеративной формой правления обозначен ещё и тем, что «в соответствии со своим статусом Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа нашего государства, суверенную государственность России, незыблемость её демократических основ».
Кроме того, институт президентства является совершенно новым для отечественной государственности.
В дореволюционной и советской науке конституционного права он рассматривался преимущественно в компаративистском ключе.
Кроме того, до сих пор не существует исчерпывающего нормативного акта по вопросам деятельности главы государства, за исключением основополагающих норм главы 4 Конституции.
Существовавшие на излёте существования СССР Законы «О Президенте Союза Советских Социалистических Республик» и «О защите чести и достоинства Президента СССР» носили, скорее, декларативный характер и эффективной реализации так и не получили, а Закон «О Президенте РСФСР» был со временем инкорпорирован в качестве поправок к Конституции РСФСР 1978 года.
Поэтому вопрос о полномочиях Президента – особенно в сфере гарантирования исполнения и защиты Конституции, а также защиты и охраны прав и свобод граждан – является особенно интересным в плане интерпретации правовых положений, правоприменительной практики.
На наш взгляд, изучение статуса и, соответственно, полномочий Президента России невозможно в отрыве от определения формы правления в нашей стране.
Статья 1 Конституции провозглашает республиканскую форму правления, однако место и роль Президента только на основе данной нормы установить довольно сложно.
Дискуссионным остаётся вопрос о типе российской республики. В зависимости от позиции того или иного автора, говорят даже о «суперпрезидентской» форме республики в Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Актуальность вопроса вызвана не только многоаспектностью практической деятельности Президента по реализации его конституционных полномочий, но и теоретическим интересом исследователей к данной теме.
По вопросу о конституционно-правовом статусе главы государства в Российской Федерации до сих пор нет единства мнений.
Под статусом президента понимаются и его «традиционное понимание как главы государства», и концепция «арбитра, обеспечивающего координированное и согласованное взаимодействие федеральных государственных органов».
Всё ещё слабо исследован вопрос о конституционно-правовой ответственности Президента.
При написании настоящей работы использованы научные исследования С.А. Авакьяна, Д.А. Авдеева, М.В. Баглая, А.А. Кондрашёва, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашёвой, В.О. Лучина, М.В. Мархгейм, Л.А. Окунькова, В.Н. Суворова, В.Е. Чиркина и многих других.
Целью настоящего исследования является изучение многообразия и сущности полномочий Президента Российской Федерации на основе положений Конституции Российской Федерации.
Для достижения цели работы автором поставлены следующие задачи:
— на основании исследования формы республики в Российской Федерации установить особенности статуса Президента и его полномочий;
— обозреть многообразие классификаций полномочий Президента РФ, выделить основные классификационные критерии;
— рассмотреть полномочия Президента России как гаранта Конституции РФ;
— изучить основные полномочия Президента России как гаранта прав и свобод человека и гражданина, обозначить место главы государства в правозащитном механизме Российского государства;
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере организации и исполнения полномочия Президента Российской Федерации;
Предметом исследования являются нормы конституционного законодательства Российской Федерации, материалы правоприменительной практики и теоретические работы по теме исследования.
Методологической основой для исследования служат базовые принципы познания (историзм, объективность, системность и т.д.);
логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция, определение, классификация и т.д.);
разнообразные (общие, частные и узкоспециальные) методы познания, в частности диалектический, системный, историко-правовой, формально-юридический, функциональный.