Описание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Теоретический анализ социально-педагогического феномена «девиантное поведение»
1.2 Девиантное поведение детей как социальная проблема
1.3 Факторы девиантного поведения младших школьников
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессии и склонности к девиантному поведению младших школьников
2.3 Профилактика и коррекция девиантного поведения младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
28 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблеме девиантного поведения школьников уделяется особое внимание, именно сейчас в информационном обществе необходимо соответствие общепринятым нормам и правилам, ибо социум не сможет двигаться в сторону прогрессаво всех сферах жизни. Девиантное поведение является причиной неуспеваемости младшего школьника. Успеваемость ученика всегда являлась одной из главных задач школы. Поэтому проблема девиантного поведения младших школьников как причина стойкой неуспеваемости считается актуальной в наше время.
Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, С.А. Беличева, М.Вебер, Ю.А. Клейберг, Ч. Ломброзо, Г. Парсонс У. Шелдон. Проблема девиантного поведения в целом достаточно разработана как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Научные работы, направленные на изучение девиантного поведения личности В.Д. Менделевича, Н.М. Панасенко, Н.Ю. Максимовой, О.В. Движоной, Б.А. Леко, И.П. Лысенко, А.Т. Чередниченко демонстрируют повышенный научный интерес к данной проблеме.
В частности Г.А. Аванесов дал развернутую трактовку определения девиации. Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм. Отклоняющееся поведение имеет сложную структура, которое характеризуется различными факторами, к ним относятся: наследственность, среда, воспитание, собственная практическая деятельность ребенка.
В свою очередь в психологической науке рассматриваются различные факторы девиантного поведения, например, биологические, психологические, социально-педагогические и др.
Однако обнаруживается ряд нерешенных аспектов. Если рассматривать девиации как структурный компонент общественной системы, которым она и является, то проблема отклоняющегося поведения неизбежно приобретает междисциплинарный характер. Ее исследования осуществляются в рамках не только педагогики, но и философии, философской антропологии, социальной философии, психологии, социологии и криминологии.
Сегодня е раскрыт вопрос значения предпосылок девиантного поведения, в том числе агрессивности, младших школьников.
Представленные выводы требуют разрешения противоречий, приведения в соответствие употребляемых терминов: «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение» и др.
Таким образом, обращение к вопросу девиантного поведения детей представляет значительный интерес не только и не столько с точки зрения изучения теоретического аспекта, сколько с точки зрения возможностей коррекции нарушений.
Все, это в совокупности определило актуальность темы нашего исследования «Характеристика предпосылок девиантного поведения». Поэтому целью нашей работы является анализ предпосылок девиантного поведения младших школьников, в частности агрессии.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность категории девиантного поведения.
- проанализировать девиантное поведение детей школьного возраста;
- рассмотреть причины девиантного поведения младших школьников;
- рассмотреть возможности профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних;
- проанализировать взаимосвязь агрессии и склонности к девиантному поведению младших школьников.
Объектом работы является склонность к девиантному поведению младших школьников, а предметом служит характеристика предпосылок данного вида поведения.
Методы исследования: сравнение, сопоставление, ретроспективный (исторический) метод, анализ литературных источников, эмпирические методы.
Структура: работа представлена следующими разделами: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы.