Описание
Глава 1. Понятие, признаки и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Содержание основных личных прав и свобод человека и гражданина
1. Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность
2. Личные права в области неприкосновенности жилища, свободы передвижения и выбора места жительства
3. Личные права в области национальности, языка, свободы мысли и свободы совести
Глава 3. Реализация и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ
30 стр.
Фрагмент
Введение
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., знаменует коренной поворот в развитии российской государственности. Действовавшая до этого Конституция РСФСР 1978 г. соответствовала концепции тоталитарного государства. Права и свободы граждан в ней закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись идеологическим целям социалистического строительства.
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.
Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в гл. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в гл. 3 – что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права свободы других лиц. Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.
Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Таким образом можно утверждать, что конституционно-правовое учение о свободе в России сейчас находится на пике своего развития. Именно поэтому тему моей работы с полной уверенностью можно считать актуальной.
Заключение
Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, — с другой, — все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод.
Однако «списывать» слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства — заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества — негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.
Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.