Описание
Оглавление
Введение
I. Теоретическое обоснование проблемы социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации
1.1 Основные подходы к определению понятия социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации
1.2 Механизмы социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации
1.3 Педагогические условия продуктивной социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации
II. Эмпирическое исследование социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации
2.1 Постановка цели и задач исследования, характеристика выборки
2.2 Анализ полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
37 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными. Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе.
Внимание ученых прежде всего к вопросам становления социальной сущности человека естественно, так как его развитие, жизнедеятельность и деятельность возможны только в обществе. Общественная сущность личности как атрибутивной характеристики каждого человеческого субъекта, благодаря чему он регулирует свои отношения с объективной действительностью, признается как зарубежными, так и отечественными учеными (Т. Айзенк, Дж. Гилфорд, Э. Кречмер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн. др.).
Понятие «социальное развитие» рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле пони- мается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л.С. Выготский пишет: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» [5, 145].
Таким образом, с одной стороны, понятие «социальное развитие» рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие «личность», а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность. Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нём.
Этим обусловлен выбор темы исследования – «Изучение процесса целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение процесса целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключалась в следующем предположении:
- развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе обеспечивается целостностью социализации-индивидуализации;
- целостность социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе возможна, если реализуется педагогическая концепция, построенная в соответствии со структурно-содержательной характеристикой и спецификой социализации-индивидуализации детей в условиях дошкольной организации.
Задачи исследования:
- изучить основные подходы к определению понятия социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации;
- рассмотреть механизмы социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации;
- оценить педагогические условия продуктивной социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации;
- провести эмпирическое исследование социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: терминологический метод, теоретический анализ, психологических и педагогических идей, явлений, фактов; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы психологической, педагогической диагностики, математические методы обработки экспериментальных данных и др.
Методологическая и теоретическая основы исследования выстраивались в русле следующих научных идей о содержании и педагогических условиях социализации человека (A.B. Мудрик, Н.Ф. Голованова и др.); гармонизации, взаимодействии, взаимосвязи социализации и индивидуализации (С.А. Быков, О.С. Газман, A.A. Деркач, И.В. Сушкова, А.Н. Хузиахметов и др.); педагогических условиях развития ребёнка в дошкольном возрасте ( E.H. Герасимова, М.В. Корепанова, М.В. Крулехт, В.Я, Лыкова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); педагогическом сопровождении и адаптации детей в условиях детского дома (О.В. Бережная, О.В. Брекина, М.А. Егорова, Н.А. Котосонова, Л.С. Кочкина, Ю.Д. Сергин, Р.В. Солнышкина, А.Ш. Шахманова и др.).
База исследования: МКДОУ Детский сад № 346 г. Новосибирска.
Структура курсовой работы: отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении нами обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы. В первой главе рассмотрены основные подходы и механизмы определения понятия социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации. Во второй главе нами представлены результаты проведенного эмпирического исследования социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе. В Приложении представлены методики по экспериментальному исследованию социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации.