Курсовая работа на тему: «Изучение процесса целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста» 6123

Описание

Оглавление

Введение

I. Теоретическое обоснование проблемы социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации

1.1 Основные подходы к определению понятия социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации

1.2 Механизмы социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации

1.3 Педагогические условия продуктивной социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации

II. Эмпирическое исследование социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Постановка цели и задач исследования, характеристика выборки

2.2 Анализ полученных данных

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

37 стр.

Фрагмент

Введение

Актуальность исследования. Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными. Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе.

Внимание ученых прежде всего к вопросам становления социальной сущности человека естественно, так как его развитие, жизнедеятельность и деятельность возможны только в обществе. Общественная сущность личности как атрибутивной характеристики каждого человеческого субъекта, благодаря чему он регулирует свои отношения с объективной действительностью, признается как зарубежными, так и отечественными учеными (Т. Айзенк, Дж. Гилфорд, Э. Кречмер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн. др.).

Понятие «социальное развитие» рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле пони- мается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л.С. Выготский пишет: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» [5, 145].

Таким образом, с одной стороны, понятие «социальное развитие» рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие «личность», а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность. Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нём.

Этим обусловлен выбор темы исследования – «Изучение процесса целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение процесса целостной социализации-индивидуализации у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключалась в следующем предположении:

  • развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе обеспечивается целостностью социализации-индивидуализации;
  • целостность социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе возможна, если реализуется педагогическая концепция, построенная в соответствии со структурно-содержательной характеристикой и спецификой социализации-индивидуализации детей в условиях дошкольной организации.

Задачи исследования:

  • изучить основные подходы к определению понятия социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации;
  • рассмотреть механизмы социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации;
  • оценить педагогические условия продуктивной социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации;
  • провести эмпирическое исследование социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации.

Методы исследования: терминологический метод, теоретический анализ, психологических и педагогических идей, явлений, фактов; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы психологической, педагогической диагностики, математические методы обработки экспериментальных данных и др.

Методологическая и теоретическая основы исследования выстраивались в русле следующих научных идей о содержании и педагогических условиях социализации человека (A.B. Мудрик, Н.Ф. Голованова и др.); гармонизации, взаимодействии, взаимосвязи социализации и индивидуализации (С.А. Быков, О.С. Газман, A.A. Деркач, И.В. Сушкова, А.Н. Хузиахметов и др.); педагогических условиях развития ребёнка в дошкольном возрасте ( E.H. Герасимова, М.В. Корепанова, М.В. Крулехт, В.Я, Лыкова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); педагогическом сопровождении и адаптации детей в условиях детского дома (О.В. Бережная, О.В. Брекина, М.А. Егорова, Н.А. Котосонова, Л.С. Кочкина, Ю.Д. Сергин, Р.В. Солнышкина, А.Ш. Шахманова и др.).

База исследования: МКДОУ Детский сад № 346 г. Новосибирска.

Структура курсовой работы: отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении нами обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы. В первой главе рассмотрены основные подходы и механизмы определения понятия социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации. Во второй главе нами представлены результаты проведенного эмпирического исследования социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе. В Приложении представлены методики по экспериментальному исследованию социализации-индивидуализации детей в дошкольной образовательной организации.

Литература

  1. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / И.М. Бгажнокова – М., 2012.
  2. Блейхер, В. М. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов [Текст]/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
  3. Браткова, М. В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью / М. В. Браткова, А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. – №5. – С. 55–60.
  4. Виноградова, М. А. Проектирование образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ / М. А. Виноградова, О. А. Денисова, Н. В. Иванова, О. Л. Леханова. – Череповец, 2012.
  5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Под ред. А.М.Матюшкина. Собр. соч. – Т. 3. С. 145- 146.
  6. Гладкая В.В. – Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Методическое пособие, 2 издание, М., НЦ ЭНАС, 2006 г.
  7. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб, 1997. – С. 15- 25.
  8. Захарова, Т. В. Алгоритм проектирования образовательных программ и индивидуальных маршрутов формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования / Т. В. Захарова, А. А. Моисеева. – София, 2013. – С. 90–97.
  9. Коррекционная педагогика: Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. [Текст]/ Под ред. Л.П. Носковой – М.: Педагогика, 2012.
  10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – 3-е изд., доп. – Издательский центр «Академия», 2011.
  11. Основы специальной психологии. Учеб пособие [Текст] / Под. Ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: «Академия», 2012.
  12. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. – М., 1988. – С. 21.
  13. Королева Ю.А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Концепт. – 2014, No 06 (июнь).
  14. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: Пособие для учи- теля. 5–9 классы. М.: ВЛАДОС, 2012.
  15. Лебединский, В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза [Текст] / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МПА, 2010.
  16. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А.Р. Лурия. — М., 2010.
  17. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012.
  18. Маллер, А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно-отсталых детей Дефектология. [Текст]/А.Р. Маллер – 2012 — №3 – с.28-33.
  19. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов [Текст] / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 2011.
  20. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова.– М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2012.
  21. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых детей [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 2012.
  22. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов [Текст] / М.А. Поваляева. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
  23. Разенкова, Ю. А.Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития. Вып. 47 / Ю. А. Разенкова, Н. А. Александрова, В. Р. Баенская. – М., 2012.
  24. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. – Тула, 1993. – С. 61.
  25. Соловьева, С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / С. В. Соловьева. – Екатеринбург, 2011.
  26. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г.Е. Сухарева. — Т. 3. — М.: Медицина, 2012.
  27. Хилько А.А./ Ермощенко М.Е. / Смирнова А.Д. – Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида, Пособие для учителя, СПб, филиал издательства «Просвещение», 2006 г.
  28. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя / (Серия: Учителю коррекционной школы.) СПб: Филиал издательства Просвещение, 2013.
  29. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995
  30. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты [Текст] / С.Г. Шевченко. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  31. Шиф, Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст] / Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 2010.
  32. Шмелькова, Л. В. Педагогические условия реализации механизма индивидуализации обучения: дис … канд. пед. наук / Л. В. Шмелькова. – Челябинск, 1991.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 640

Задать вопрос

Задать вопрос