Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование
1.1. Особенности использования в коррекционной работе с детьми с ОНР нетрадиционных методов лечебной педагогики и психотерапевтических технологий
1.2. Эффективность использования арт-терапии в коррекционно-развивающего процесса у детей с ОНР
Глава 2. Практическая часть
2.1. Исследование применения арт-терапии в коррекционной работе детей с ОНР
2.2. Анализ полученных результатов коррекционной работы
Выводы
Список используемой литературы
Приложения
Приложение
Манипуляции с песочной поверхностью
Приложение
Приложение
Технология цветотерапии
Приложение
Технология музыкотерапии
Приложение
Технология куклотерапии
33 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность. Одним из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Родной язык является ключом к познанию окружающего мира, развитию коммуникативных способностей. Уровень развития речи оказывает значительное влияние на дальнейшие успехи ребенка при обучении в школе, ее социальную адаптацию.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковой и смысловой стороны речи, фонематичных процессов, лексики, грамматического строя речи. Дети, имеющие речевые нарушения, требующие коррекционного вмешательства.
На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-методов в работе учителя-логопеда с детьми, в частности, дошкольного возраста.
На наш взгляд, для коррекционной работы с детьми-логопатами возможно использовать адаптированные к детям дошкольного возраста арт-методы, которые включают в себя значительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс развития речи. Арт-методы для дошкольников – это система игр-заданий, которая не меняет основную программу, а максимально увеличивает ее эффективность. Использование адаптированных арт-методов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями, с точки зрения практиков (Медведева Е.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. и др..) дает несомненные преимущества в активизации речевой деятельности детей. А широкий спектр арт-методов помогает учителю-логопеду превратить коррекционную работу с детьми на интересную, живую и творческую событие.
Вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы и дает основание для дальнейшего исследования.
Цель исследования – разработка методического обеспечения коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР средствами арт-методов.
Гипотеза исследования – при целенаправленной коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с использованием арт-методов будет обеспечена положительная динамика в овладении умением грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли и активизация речевой деятельности детей.
Объектом исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет опыта – коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР средствами арт-методов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.
2. Адаптировать арт-методы: песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, куклотерапия, сказкотерапия к использованию в работе с детьми с нарушениями речевого развития с учетом коррекционной направленности.
3. Разработать методическое обеспечение коррекционного процесса.
4. Во время эксперимента проверить целесообразность и эффективность использования арт-методов.