Курсовая работа на тему: Использование арт-терапевтических средств в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи 14183

Описание

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование

1.1. Особенности использования в коррекционной работе с детьми с ОНР нетрадиционных методов лечебной педагогики и психотерапевтических технологий

1.2. Эффективность использования арт-терапии в коррекционно-развивающего процесса у детей с ОНР

Глава 2. Практическая часть

2.1. Исследование применения арт-терапии в коррекционной работе детей с ОНР

2.2. Анализ полученных результатов коррекционной работы

Выводы

Список используемой литературы

Приложения

Приложение

Манипуляции с песочной поверхностью

Приложение

Приложение

Технология цветотерапии

Приложение

Технология музыкотерапии

Приложение

Технология куклотерапии

33 стр.

Фрагмент

Введение 
Актуальность. Одним из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Родной язык является ключом к познанию окружающего мира, развитию коммуникативных способностей. Уровень развития речи оказывает значительное влияние на дальнейшие успехи ребенка при обучении в школе, ее социальную адаптацию.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковой и смысловой стороны речи, фонематичных процессов, лексики, грамматического строя речи. Дети, имеющие речевые нарушения, требующие коррекционного вмешательства.
На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-методов в работе учителя-логопеда с детьми, в частности, дошкольного возраста.
На наш взгляд, для коррекционной работы с детьми-логопатами возможно использовать адаптированные к детям дошкольного возраста арт-методы, которые включают в себя значительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс развития речи. Арт-методы для дошкольников – это система игр-заданий, которая не меняет основную программу, а максимально увеличивает ее эффективность. Использование адаптированных арт-методов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями, с точки зрения практиков (Медведева Е.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. и др..) дает несомненные преимущества в активизации речевой деятельности детей. А широкий спектр арт-методов помогает учителю-логопеду превратить коррекционную работу с детьми на интересную, живую и творческую событие.
Вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы и дает основание для дальнейшего исследования.
Цель исследования – разработка методического обеспечения коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР средствами арт-методов.
Гипотеза исследования – при целенаправленной коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с использованием арт-методов будет обеспечена положительная динамика в овладении умением грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли и активизация речевой деятельности детей.
Объектом исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет опыта – коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР средствами арт-методов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.
2. Адаптировать арт-методы: песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, куклотерапия, сказкотерапия к использованию в работе с детьми с нарушениями речевого развития с учетом коррекционной направленности.
3. Разработать методическое обеспечение коррекционного процесса.
4. Во время эксперимента проверить целесообразность и эффективность использования арт-методов.

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
  2. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2007. – 340 с.
  3. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие для студ. пед учеб. заведений / С.А.Завражин, Л.К.Фортова. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
  4. Игры-занятия с водой и песком: учебное пособие/ Л.Б. Баряева [и др.]; под редакцией Л.Б. Баряевой. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. -235 с.
  5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: „Когито-Центр”, 2007. – 197с.
  6. Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник / Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  7. Мешавкина, Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками / Т.Ф. Мешавкина. – Екатеринбург: Литур, 2003. – 78 с.
  8. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О.А. Новиковская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 64 с.
  9. Сорокина Н. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // Дошкольное воспитание. – № 3, 1994. – С. 83-86.
  10. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  11. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие / И.В. Сусанина. — М.: КогитоЦентр, 2007. — 95 с.
  12. Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира: учеб. -метод. пособие: с приложением СД / С.Е. Гайдукевич, В.В. Радыгина, С.Н. Феклистова и др. – Минск, БГПУ, 2011. – 312 с.
  13. Шмигель Н.Е. Цветотерапия: лечение цветом / Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2012. — № 1. – С. 9 – 11.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 560

Задать вопрос

Задать вопрос