Курсовая работа на тему: «Формирования этнокультурной идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе исследование народных игр» 9104

Описание

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования этнокультурной идентичности современных детей дошкольного возраста

1.1 Научно-теоретические аспекты становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста

1.2 Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой коренных народов России

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста

2.1 Изучение уровня этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста

2.2 Реализация педагогических условий формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы

38 стр.

Фрагмент

Введение

Актуальность темы исследования.

Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с дошкольного возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие.

Основой процесса формирования культурной идентичности в период дошкольного детства является прежде всего отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры своего народа можно переходить к культуре соседних народов, затем к восприятию и пониманию культуры народов мира. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями.

В ходе анализа содержания психолого-педагогических исследований педагогической литературы было выделено, что в процессе формирования культурной идентичности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации сложилось противоречие между возросшей потребностью общества в формировании культурной идентичности детей дошкольникого возраста и сложившейся системой воспитательного процесса в ДОО, не обеспечивающей эффективного воспитания в данном направлении.

Необходимость разрешения этих противоречий, актуальность и недостаточная разработанность проблемы воспитания детей дошкольникого возраста на материале народных традиций определили выбор темы исследования: «Формирование этнокультурной идентичности современных детей дошкольного возраста в процессе исследование народных игр ».

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность педагогических условий формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста .

Гипотеза исследования: процесс формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих педагогических условиях:

создание  этнокультурной  развивающей  предметно-пространственной среды;

использование в образовательном процессе методов народной педагогики;

организация взаимодействия с родителями в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и охарактеризовать состояние проблемы формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста;

2) Определить педагогические условия формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста и реализовать их в процессе экспериментальной работы;

Для достижения задач и проверки предполагаемой гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение и анализ литературы, изучение педагогического опыта работы ДОО по этой теме, эксперимент.

Методологической основой исследования явились:

идеи   отечественной   педагогики   о   народном   воспитании   (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);

этнопедагогический подход, предполагающий учет культурно-исторических традиций народа (Г.Н. Волков, В.А. Сластенин и др.);

деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Теоретической основой исследования явились:

исследования по проблеме приобщения дошкольников к русской народной культуре (О.В. Дыбина, Н. Капустина, С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, и др.);

исследования по использованию народных игр в воспитании детей (Т.Г. Аниконова, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.).

исследования по организации взаимодействия ДОО и семьи (Д. Лешли, O.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.В. Солодянкина и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе «Детский сад № 32 г._________».

Структура и объем квалификационной работы: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы.

Литература

  1. Агишева Р.Л. Поликультурный аспект содержания образования в ДОУ республики Башкортостан / Дисс…канд. пед. нук. М., 2001.
  2. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: учебно-методическое пособие. – Набережные Челны, 2013. — 40 с.
  3. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: учебно-методическое пособие. – Тольятти, 2008. – 71 с.
  4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.:Академический Проект, Культура, 2012. – 240 с.
  5. Бударина, О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством /
  6. Бызова, В.М. Введение в этнопедагогику / В.М. Бызова. – Сыктывкар, 2011. – 46 с.
  7. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. – М., 2009. – 137 с.
  8. Виноградов, Г.С. Народная педагогика / Г.С. Виноградов. – М., 2012. –
  9. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 168 с.
  10. Егорова, Е.Л. Формирование основ этнокультуры у детей 7 лет на заня-тиях по иллюстрированию коми народных сказок: дис. … канд. пед. наук / Е.Л. Егорова. – Сыктывкар, 2005. – 193 с.
  11. Захарова, Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников / Л.М. Захарова // Начальная школа. Плюс до и после.– 2010. – № 3. – С. 70–73.
  12. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  13. Зенкова, Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в дополнительном образовании детей / Л.Г. Зенкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №5. –С. 29-32.
  14. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л.В. Кокуева. – М. : АРКТИ, 2012. – 144 с.
  15. Кондрашова Н.В., Андреева О.Н. Формирование этнокультурной осведомленности у детей 5–7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86959.htm. [дата обращения 06.11.2016]
  16. Кукушин, В.С. Этнопедагогика: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 304 с.
  17. Лавриненко, Н. Этнопедагогика / Н. Лавриненко // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. –С.111-119.
  18. О.Н. Бударина. – М.: Детство, 2003. – 395 с.
  19. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М. : Просвещение, 1969. – 659 с.
  20. Соколова П.Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / П.Ю. Соколова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева». – Саранск, 2014.
  21. Туранина, Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника / Н. Туранина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – С. 41.
  22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-еизд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с. //электронный ресурс [режим доступа: http://www.studfiles.ru/ дата обращения 1.12.2016]
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
  24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с.
  25. Фёдорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие / С.Н. Фёдорова. – М.: ФОРУМ, 2011. – 176 с.
  26. Фролова А.Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо- Востока России : монография / А.Н. Фролова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Магадан : Кордис, 2003. — 183 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 560

Задать вопрос

Задать вопрос