Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования этнокультурной идентичности современных детей дошкольного возраста
1.1 Научно-теоретические аспекты становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста
1.2 Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой коренных народов России
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста
2.1 Изучение уровня этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста
2.2 Реализация педагогических условий формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
38 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы исследования.
Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с дошкольного возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие.
Основой процесса формирования культурной идентичности в период дошкольного детства является прежде всего отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры своего народа можно переходить к культуре соседних народов, затем к восприятию и пониманию культуры народов мира. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями.
В ходе анализа содержания психолого-педагогических исследований педагогической литературы было выделено, что в процессе формирования культурной идентичности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации сложилось противоречие между возросшей потребностью общества в формировании культурной идентичности детей дошкольникого возраста и сложившейся системой воспитательного процесса в ДОО, не обеспечивающей эффективного воспитания в данном направлении.
Необходимость разрешения этих противоречий, актуальность и недостаточная разработанность проблемы воспитания детей дошкольникого возраста на материале народных традиций определили выбор темы исследования: «Формирование этнокультурной идентичности современных детей дошкольного возраста в процессе исследование народных игр ».
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность педагогических условий формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: процесс формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих педагогических условиях:
создание этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды;
использование в образовательном процессе методов народной педагогики;
организация взаимодействия с родителями в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и охарактеризовать состояние проблемы формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста;
2) Определить педагогические условия формирования этнокультурной идентичности детей дошкольного возраста и реализовать их в процессе экспериментальной работы;
Для достижения задач и проверки предполагаемой гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение и анализ литературы, изучение педагогического опыта работы ДОО по этой теме, эксперимент.
Методологической основой исследования явились:
идеи отечественной педагогики о народном воспитании (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);
этнопедагогический подход, предполагающий учет культурно-исторических традиций народа (Г.Н. Волков, В.А. Сластенин и др.);
деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
Теоретической основой исследования явились:
исследования по проблеме приобщения дошкольников к русской народной культуре (О.В. Дыбина, Н. Капустина, С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, и др.);
исследования по использованию народных игр в воспитании детей (Т.Г. Аниконова, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.).
исследования по организации взаимодействия ДОО и семьи (Д. Лешли, O.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.В. Солодянкина и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе «Детский сад № 32 г._________».
Структура и объем квалификационной работы: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы.