Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Речь и особенности ее развития у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка
1.2 Основные функции и виды речи
Глава 2. Проблема развития образной речи старших дошкольником средствами русской народной сказки
2.1 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
2.2 Функции и классификация сказки
2.3 Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список используемой литературы
35 стр.
Фрагмент
Введение
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи[15].
Объектом работы выступает понятие и особенности образной речи в дошкольном возрасте.
Предметом работы выступает сказка и ее роль в развития образной речи.
Целью данной работы является изучение формирования образной речи средствами русских народных сказок.
Задачи работы:
— изучить психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка;
— рассмотреть основные функции и виды речи;
— изучить понятие и особенности образной речи;
— рассмотреть особенности развития образной речи в старшем дошкольном возрасте;
— изучить функции и классификации сказки;
— выяснить роль русской народной сказки как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение
Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Сказка выступает — одним из главных элементов развития воображения дошкольника, она формирует его воображение, его отношение к хорошему и плохому, сказка учит ребенка главных принципов культуры и отношение к человеку и к любым процессов в жизни человека.
Сказка развивает эмоциональную реакцию ребенка на различные ситуации различного характера, она позволяет переосмыслить ситуацию, и выработать личные реакции на ситуацию.
Без сказки воображение и фантазия ребенка слабые, а это в свою очередь отвечает в дальнейшем замедлению мыслительных процессов ребенка, а с замедлением мыслительных процессов замедляется соответственно анализ ситуаций, развитие фантазии, интерес к окружающему миру в целом.
Наша работа была ориентирована на формирование образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Русские народны сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды максимально.
Таким образом, использование русской народной сказки в процессе формирования образности речи детей вполне оправдывает себя.