Описание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нравственного самосознания в подростковом возрасте
1.1 Самосознание как психологическая характеристика личности
1.2 Особенности развития нравственного самосознания в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое изучение нравственного самосознания в подростковом возрасте
2.1 Организация эмпирического исследования и характеристика применяемых методов и методик
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по формированию нравственного самосознания в подростковом возрасте
Вывод
Заключение
Список литературы
Приложение
42 стр.
Фрагмент
Введение
В данной работе мы будем рассматривать нравственное самосознание в подростковом возрасте. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью психологического анализа ситуации, связанной с затянувшимся духовно-нравственным кризисом, решительным пересмотром базовых ценностей российского общества. В связи с этим обостряются проблемы вхождения в общество, принятия его основополагающих ценностей, усвоения норм, традиций и обычаев. Увеличивается количество людей маргинальной ориентации, чьи представления, взгляды и ценности не соотнесены с общепринятыми и социально одобряемыми, а противопоставлены им.
В процессе социализации личность, «приобщаясь к различным сферам жизни общества, приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность». Процесс взросления, индивидуализации включает в себя самоопределение молодежи во всех жизненно-важных сферах, формирование устойчивой направленности интересов и мировоззрения. «Личностью, — пишет С. Л. Рубинштейн, -является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо» [27].
По мнению В.В. Столина «нравственное выполняет важнейшую онтологическую функцию формирования структуры бытия, оформляя жизнь в устойчивую и целостную систему». В моральном сознании отражается то, «какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим», так считает С.Л. Рубинштейн. «Совокупность основных отношений к миру, к людям, к себе …образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию»,- пишет Б.С. Братусь. Нравственность воплощает в себе те основные нормы и принципы, которыми человек руководствуется по отношению к другим людям и к себе [4].
Морально-нравственное развитие представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Оно включает в себя формирование моральных ценностей, убеждений, представлений; усвоение детьми основных нравственных понятий и категорий; формирование нравственного самосознания, развитие волевых качеств и т.д. [31]
Проблеме нравственного развития детей и подростков посвящено сравнительно небольшое количество работ отечественных и зарубежных психологов. В психолого-педагогической литературе обсуждаются результаты исследования различных аспектов нравственного развития: общетеоретические вопросы о значении, роли и сущности нравственного развития Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Блонский П.П., Зеньковский В.В., Дробницкий О.Г., Ананьев Б.Г., Якобсон С.Г., Братусь Б.С, Кон И.С, Анисимов С.Ф., Бодалев А.А., Зосимовский А.В., Субботский Е.В., Чудновский В.Э.; нравственное самосознание Шимановский Д.С., Чоросова О.М., Вергиловский С, Лесохина Л., Визгина А.В., Запорожец Л.А., Кон И.С., Перевозникова Е.В. [27].
Культурные, социально-политические и экономические преобразования в большей степени, чем на других категориях населения, отражаются на подростках. Развитие личности подростка, формирование качественно нового уровня самосознания опосредуется ситуацией, сложившейся в российском обществе, которая характеризуется своеобразным кризисом личности, проявляющимся как кризис ее духовности и нравственности. Без осознания и оценки личностью своих мыслей, чувств, морального облика, идеалов и мотивов поведения, собственных действий и их результатов становятся практически невозможными соотнесение подростка с социальными требованиями, построение на их основе системы личностно значимых ценностей и успешная интеграция в общество. Что, в свою очередь, без должной воспитательной работы приводит к развитию личности по девиантному пути, одиночеству или уходу в группы асоциальной направленности и принятию контрнормативных ценностей [35].
Одной из ведущих проблем педагогической психологии в современных условиях развития страны становится изучение психологических механизмов формирования морально-нравственной сферы личности подростков с целью создания особой воспитательной среды для их взаимодействия со взрослыми, условий для полноценной самоактуализации личности, самостоятельной выработки моральных и нравственных ценностей. Вхождение в общество в качестве полноправного гражданина должно сопровождаться разработкой новых психолого-педагогических технологий и форм развития морального самосознания подростка [41].
Объект исследования: подростки 14-16 – летнего возраста МБОУ СОШ № 41 г. Белгород.
Предмет исследования: нравственного самосознание в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучение психологических особенностей формирования нравственного самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля.
Задачи исследования:
- Изучить и систематизировать научную психологическую литературу по проблеме нравственного самосознания личности.
- Подобрать адекватные методы и методики исследования нравственного самосознания подростков.
- Провести эмпирическое исследование самосознания подростков.
- Рекомендации по формирования самосознания подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются подход изучающийся Б.Г. Ананьев, А.А. Богданов, , С.Л. Рубинштейн, , в контексте которого самосознание рассматривается в основных признаков : целостности, , иерархичности и динамичности; подход и его основополагающий единства сознания и С.Л. Рубинштейна, исходя из которого психические протекают в деятельности; принцип детерминизма А.Г. Асмоловым, , С.Л. Рубинштейн, который в психологии как закономерная и зависимость психических от порождающих их фа [27].
Методы . Эмпирические исследование с использованием следующих : изучение ры, наблюдение, метод , тестирование: методика « ориентации» М. Рокича, «Неоконченное ».