Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты бизнес-планирования
1.1. Сущность бизнес-планирования на предприятии
1.2. Стратегическое планирование как функция менеджмента
1.3. Особенности и механизм бизнес-планирования
Глава 2. Современное состояние бизнес-планирования на отечественных предприятиях
2.1. Обоснование необходимости бизнес-планирования на отечественных предприятиях
2.2. Процесс маркетингового бизнес-планирования
2.3. Модели бизнес-планирования: мировой опыт и практика внедрения
2.4. Развитие системы бизнес-планирования развития предприятия
Выводы
Список литературы
47 стр.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы. Состояние экономики показывает, что их функционирование в условиях непредсказуемости сегодняшнего периода, меняющейся конъюнктуры рынка, прежде всего, зависит от наличия на предприятии такой организационной структуры, которая могла бы смягчить негативное воздействие окружающей среды. При этом важно, чтобы внутренние возможности предприятия отвечали или были бы адекватны требованиям рыночной среды, что может быть достигнуто только с помощью планирования. Планирование является важнейшей функцией управления предприятием.
Переход экономики России к рыночным отношениям предопределяет необходимость изменений в системе управления, в том числе в планировании деятельности предприятия. Вместе с тем, сегодняшнее планирования почти не учитывает предпринимательского риска, недостаточно прорабатываются альтернативные варианты различных плановых решений, планирование осуществляется в усеченном виде, а в некоторых крупных акционерных предприятиях планирование ведется по подразделениям в виде финансового плана. На большинстве предприятий практически произошла замена процесса планирования производственно-хозяйственной деятельности разработкой бизнес-планов, при этом под бизнес-планом понимается план текущей деятельности, что противоречит процесса планирования.
В планировании деятельности отдельных производственных подразделений отсутствует увязка с общей стратегией всего предприятия в целом. Планирование идет, с одной стороны, по старой дорожке, с другой — каждое подразделение пытается найти свой бизнес. Нет общей стратегии развития, нет единого плана. В результате растут убытки, задолженность в бюджет, возникают другие негативные явления. Часто плановые решения принимаются только с учетом внутренней среды и почти не учитывают окружающую или внешнюю. Предприятия в должной мере не использует рыночных подходов и методов бизнес-планирования и не могут не только влиять на рынок, но и адаптировать свои возможности к постоянно меняющейся среды.
Проблемам бизнес-планирования деятельности предприятий посвящены труды многих зарубежных ученых И.Ансоффа, М.Портера, Дж.Куинна, Г.Минцберга, К.Прахалада, А.Стрикленда, А.Томпсона. Вместе с тем теоретико-методологические проблемы бизнес-планирования остаются недостаточно освещенными как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Исследователями стратегического маркетинга является Д.Аакер, Д.Дей, Дж.Эткинсон, Ж.Ламбен, М.Мак-Дональд, И.Уилсон. Но их научные разработки недостаточно адаптированы к условиям российского рынка.
Целью работы является исследование теоретико-методических подходов к стратегическому планированию в условиях различных финансовых возможностей предприятий.
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) проанализированы существующие теоретические подходы и методики бизнес-планирования и стратегического управления;
2) определена роль системы целей при формулировании стратегических планов предприятий;
3) определено место финансового планирования в системе формулирование стратегических планов;
5) предложены методические подходы к стратегическому планированию;
6) сформулирована концепция разработки общей модели маркетингового бизнес-планирования деятельности предприятий с учетом финансовых возможностей.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования выступает процесс бизнес-планирования на предприятиях.
Предметом является совокупность теоретических, методических и прикладных проблем, которые возникают в процессе планирования и реализации стратегии с учетом возможностей предприятий.