Контрольная работа по культурологии 9568

Описание

Содержание

1. Определите методы культурологического познания. Раскройте каждый, приводя примеры.

2. Раскройте вопрос: типы культур: локальные группы, община, урбанизация. Приведите примеры.

3. Культура Древнего Египта: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

4. Раскройте вопрос: русская культура II половины XIII–XV вв. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

5. Что такое романский стиль в архитектуре X–XII вв.? Приведите примеры.

6. Определите значение вашего имени. Изучите житие святого/ых, именем которого вы названы. Составьте краткую справку о жизненном пути покровителя вашего имени.

Список использованной литературы

26 стр.

Фрагмент

1. Определите методы культурологического познания. Раскройте каждый, приводя примеры.

Методы культурологии — способы выявления и познания объективных закономерностей понимания, объяснения и управления процессами формирования личностной и этносоциальной культуры, т.е. деятельности индивидуальных и коллективных субъектов культуры.

Каждая культура в культурологии рассматривается как система, имеющая свою структурную сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться методом эмпирически рационального —  иррационального (не логического) объяснения (герменевтика) или научного (системно-структурного) анализа и обобщения (синтеза).

В этом смысле методы культурологических исследований – это совокупность аналитических приемов, операций и процедур формирования и проявления культуры личности и социума, прогнозирования ими своих и других результатов культурной деятельности [5, с. 41].

1. Герменевтика

На базе концепции понимания в античную эпоху был разработан эмпирический метод постижения культурно-исторических процессов — герменевтика (от др.гp. —  разъясняю, объясняю, истолковываю), как искусство и учение о способах объяснения текстов, языка, символов, функций, механизмов и результатов культуры или отдельных из этих параметров.

В современной культурологии — это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности с личностной (субъективной) точки зрения. Например, В. Дильтей и Г. Гадамер (основоположники такого подхода к герменевтике) считали, что главным носителем и понимания исторических образований и явлений культуры является язык.

Герменевтика как метод истолкования письменных текстов, «зафиксированных жизненных откровений», способствует описанию разных сторон деятельности людей, их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни субъекта культуры или культуры реконструируемой эпохи.

«Идеографические» методы (методология «понимания») способны отображать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как – «похожее-непохожее», «трудновыразимое», «уникальное – обыденное», «высокое – низкое», «прекрасное – безобразное».

Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью, вне представления и использования онтологической структуры гносеологии (познания), сложно определить форму, механизмы, результаты самой изменчивости или целостности для анализа социокультурной динамики выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, понимания функций, языка, норм, традиций и так далее в культуре [8, с. 31].

2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры

Традиционная точка зрения в зарубежной и российской философии на онтологическую (от др.гр. – сущее, сущностное) структуру познания человеком самого себя, своего сознания, природы и социума исходит из формулы, которая сущностно опирается только на верхний уровень сознания субъекта культуры в форме прямолинейной (без начала и конца), не замкнутой (не системной) структуры по формуле: от абстрактного созерцания к теоретическому мышлению, а затем — к практике (АС ТМ П).

Объективная реальность как внешняя (прошедшая и(или) настоящая, и(или) предполагаемая), так и внутренняя -степень факторов ощущений и подсознания, например, интуиция), в которой постоянно находится человек, комплексно и многообразно, ежесекундно и противоречащие друг другу воздействует на него, формируя ощущения, которые в свою очередь порождают у него отношение, например, желания, любви, брезгливости, ненависти, интереса, уважения и т.д. [8, с. 36- 38]

Если же нельзя противопоставлять и разрывать жизненно важные части единой системы, то закономерно требование изменить формулировку вопроса, например: в какой взаимосвязи и взаимообусловленности находятся по отношению друг к другу чувство (отношение) и разум (сознание)?

Таким образом, ощущения формируют чувство, как отношение, которое автоматически побуждает к действию разум (сознания плюс подсознание), а разум в свою очередь реализует возникшее чувство в активном или пассивном, нравственном или безнравственном акте культурной деятельности, результатом которого всегда является социальное ощущение. Разум же управляет ощущением(ями) и чувством(ами) субъектов культуры.

Представим разум (сознание плюс подсознание) в виде некой эластичной, гибкой трубы, внутри которой бурлит множество (осознаваемых или не осознаваемых мышлением человека) ощущений или «набухает» одно, но яркое, сильное, порождая отношения(е): желания, интереса, любопытства, любознательности, уважения, любви, равнодушия, брезгливости, ненависти и т. д.

При этом как ощущения, так и порождаемые ими «пузырьки» чувств (отношений) давят изнутри на разум (сознание и подсознание) субъектов культуры, заставляя их на уровне индивидуального или коллективного «сознания» (осознаваемого мышления) или «интуиции подсознания» и исходя из сформированных ценностных норм, убеждений, мировоззрения искать способы и механизмы их воплощения и стимулирования, структурирования и управления ими [8, с. 42].

В культурологии широко применяются и иные методы системного функционального и иного анализа культуры, например,

– отраслевой – экономический, социологический, политологический, правовой и прочее;

– структуралистский — структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ;

– моделирова­ние с применением математического анализа;

– социологический и социально-психологический массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), изучение тек­стов методом контент-анализа и т. д. [8, с. 44].

Литература

  1. Борзова, Е. П. История мировой культуры : учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Е. П. Борзова. – Санкт-Петербург. : Лань , 2007. – 669 с.
  2. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008 . – 280 с.
  3. Золкин, А. Л. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. Л. Золкин; под ред. проф. Н. В. Михайловой. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 335 с.
  4. Иконникова С.Н. История культурологических учений: учеб. пособие / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.
  5. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс , 2007. – 534 с.
  6. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И.Кравченко. – М.: 2003
  7. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: 2005. – 379 с.
  8. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Ф. О. Айсина и др.; под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 743 с.
  9. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Культурология» / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т.Ф.Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М. : Академия , 2007. – 604 с.
  10. Культурология. Курс лекций : учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М. : Библионика , 2007. – 303 c.
  11. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. – М.: 2000. – 452 с.
  12. Культурология : учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Высшее образование, 2005. 566 с.
  13. Культурология : учеб. для студентов техн. вузов / колл. авт.; под ред. Н. Г. Багдасарьян. М. : Высш. шк., 2004. 709 с.
  14. Культурология: учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571 с.
  15. Сидохин, А. П. Культурология: теория и история культуры : учеб. пособие / А. П. Сидохин. М. : Эксмо, 2005. 624 с.
  16. Теория культуры: учеб. пособие для вузов по специальности 031401.65 «Культурология» / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер , 2010. – 592 с.
  17. Торосян, В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры / В. Г. Торосян. М. : ВЛАДОС, 2005. 735 с.
  18. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. 2-е изд. М. : МГУКИ, 2009. 492 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 400

Задать вопрос

Задать вопрос