Уважаемый студент!

Данная работа не готова, но Вы можете заказать ее у нас за символическую цену, связавшись с нами любым удобным для Вас способом:

Мы ответим Вам в самое ближайшее время. Всегда рады помочь!

  1. Основные понятия экономической теории и типы экономических систем

Предмет экономической теории как науки. Ее задачи, функции и методы исследования. Основные этапы развития экономической теории. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем.

Студент должен знать: сущность экономических законов и факторы, влияющие на них; экономическое содержание факторов производства, производственной функции

уметь: устанавливать принадлежность конкретного вида хозяйственной деятельности к одному из типов строения рынка; оценивать, насколько эффективен выбранный способ использования имеющихся ресурсов в сравнении с другими альтернативами

владеть: основами экономического анализа

Вопросы для самоконтроля:

1.Как понимали слово «экономика» ученые Древней Греции? Как это слово понимают сейчас?

2.Как экономическая теория отражает развитие общества? На примере отдельных школ и направлений экономической науки покажите ее связь с жизнью общества

3.В чем различие между объектом и предметом экономической теории? В чем видят свой предмет экономикс и политическая экономия? Каков предмет современной экономической теории?

4.При перечислении методов экономической теории укажите методы, присущие всем наукам.

5.С какими функциями экономической теории связан ее позитивный и нормативный характер?

 

2 Микроэкономика

Рыночное равновесие в микроэкономике. Товар и его свойства. Величина спроса, цена спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса.

Величина предложения, цена предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение товара. Эластичность предложения. Равновесие на рынке товаров.

Факторы производства и их рынок. Капитал и его виды. Рынок капитала: спрос, предложение и цена. Понятие труда. Особенности труда, как товара. Рынок труда. Земля и ее особенности. Рынок земли. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства. Равновесие рынка ресурсов.

Издержки производства и их виды. Эффект масштаба. Выручка и прибыль. Виды прибыли и их экономическое содержание. Принцип максимизации прибыли и минимизации убытков.

Экономическая конкуренция и типы строения рынков. Понятие экономической конкуренции, ее необходимые условия и виды. Совершенная (чистая) конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия и антимонопольное регулирование.

Общее равновесие и благосостояние. Государство, его роль и функции. Общественное благо и его особенности. Распределение доходов.

Студент должен знать: сущность экономических законов и факторы,влияющие на их проявление;экономическое содержание рыночного равновесия, затрат;особенности различных типов строения рынка;законодательные акты, регламентирующие экономические отношения.

уметь: определять факторы, влияющие на спрос и предложение продукции,выпускаемой предприятиями;устанавливать принадлежность конкретного вида хозяйственной деятельности к одному из типов строения рынка;оценивать, насколько эффективен выбранный способ использования имеющихся ресурсов в сравнении с другими альтернативами.

владеть: основами экономического анализа.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чтотакоеспрос? Чемхарактеризуютсяособенностимикроэкономическогоподхода к спросу? Чемспросотличаетсяотпотребности?
  2. Какиефакторыопределяютспрос? Накакиегруппыможноразделитьэтифакторы? Чемможнообъяснитьдействиезаконаспроса?
  3. Чтотакоеценоваяэластичностьспроса? Какиефакторыееопределяют?
  4. Какиевидынеценовойэластичностиспросамогутбыть? Следуетлиожидатьростаспросанавсетовары в случаеповышениядоходовнаселения?
  5. Чтотакоепредложение? В чемособенностьмикроэкономическогоподхода к предложению? Чемобъясняетсядействиезаконапредложения?
  6. Чемхарактеризуетсяэластичностьпредложения? Какойможетбытьэластичностьпредложения? Какнаэластичностьпредложениявлияетфакторвремени?
  7. Объяснитемеханизмвзаимодействияспроса и предложения
  8. Дайтеопределениепроизводству.
  9. Чтовыпонимаетеподфакторомпроизводства?
  10. Покакимпризнакамвыделяется в особой, главный - человеческийфактор.
    11. Дайтеопределениекапиталу. 
  11. Почемуземлявыделяетсяизвещественногофакторапроизводствавособый, природныйфактор?
  12. Дайтехарактеристикупредпринимательскойдеятельности.
  13. Какобразуютсяпроизводственныефондыпредприятия? Чтовходит в ихсостав?
  14. Каквозникаютфондыобращения? Чтоихотличаетотпроизводственныхфондов в целом и отоборотныхфондов в частности?
  15. Какформируютсяиздержкипредприятия? Чтособойпредставляютиздержкипроизводства и издержкиобращения? Почемумикроэкономикавсеэтииздержкирассматриваеткакиздержкипроизводствапредприятия?
  16. Чтотакоеполныеиздержки? Обоснуйтенеобходимостьихучета. Покакомупризнакуониделятсянавнешние и внутренние?
  17. Какиеиздержкиотносятся к постоянным, какие к переменным? В чемсмыслвыделениядинамическиххарактеристикиздержек?
  18. Чтотакоеприбыль? Всегдалиувеличениеобъемовпроизводстваведет к роступрибыли? Какимправиломдолжнопользоватьсяпредприятие, определяянаиболеевыгодныйобъемпроизводства?
  19. Чтотакоеконкуренция? Охарактеризуйтеразличныевидыконкуренции.
  20. Чемхарактеризуетсясовершеннаяконкуренция?
  21. Чемотличаетсямонополияотсовершеннойконкуренции? Какиеосновныецелипреследуетмонополистическоерегулирование?
  22. В чемотличиямонополистическойконкуренцииотолигополии?
  23. Раскройтесущностьпонятияобщееравновесие и благосостояние.
  24. Объясните, почемураспределениюдоходов в рыночнойэкономикесвойственнонеравенство?
  25. Какиеколичественныеизмерителииспользуютсядляизмерениястепенинеравенства?
  26. С какимиосновнымипроблемамисталкиваетсярыночныймеханизм?

 

3 Макроэкономика

Национальная экономика. Система национальных счетов. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ВНП. Национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход.

Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. Сущность макроэкономического равновесия.

Стабилизационная политика. Инфляция, причины и последствия, измерение. Антиинфляционная политика. Безработица, формы и измерение. Понятие экономического цикла. Виды экономических циклов и их характеристика. Экономический рост и развитие. Потребление и сбережение (накопление). Инвестиции и их источники формирования. Политика стабилизации экономических отношений в обществе.

Кредитно-денежная и налоговая системы. Сущность и виды денег, их функции. Равновесие на денежном рынке. Банковская система. Ссудный капитал и кредит. Финансы. Налоговая система, ее функции, принципы организации. Государственный бюджет.

Студент должен знать: экономическое содержание безработицы, инфляции, денежно-кредитной и налоговой систем; роль государства в стабилизации экономических отношений; законодательные акты, регламентирующие экономические отношения; показатели, характеризующие развитие национальной экономики.

уметь: анализировать в общих чертах экономическую ситуацию в стране и за рубежом;выбирать политику в зависимости от характера развития экономических отношений.

владеть: основами экономического анализа.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройтесущность и структурунациональнойэкономики.
  2. Каковарольгосударства в кругооборотедоходов и продуктов?
  3. Какойвкладвнес С. Кузнецов в измерениеобъемов и темповростасовокупногопроизводства?
  4. Какиеосновныепоказателивходят в системунациональныхсчетов?
  5. Отражаетлипоказатель ВВП общественноеблагосостояние?
  6. Какие экономические функции государство вынуждено брать на себя в связи с переходным характером экономики?
  7. Какие меры необходимы для финансовой стабилизации в переходной экономике?
  8. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство?
  9. Какой вариант макроэкономической стабилизации применялся в России в 1992—1994 гг.: ортодоксальный или гетеродоксный?
  10. Почему в начале переходного периода, как правило, необходима макроэкономическая стабилизация?
  11. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям?
  12. Какие отрасли российской промышленности должны пользоваться в ходе структурной перестройки поддержкой государства?
  13. Раскройте сущность структуры финансовой системы.
  14. Какие основные функции выполняет финансовая система?
  15. На каких принципах основывается построение государственного бюджета?
  16. Что такое «налог»? Каковы основные принципы налогообложения?
  17. Какие типы фискальной политики вы знаете?
  18. Что такое «деньги»? Какие основные функции они выполняют?
  19. Охарактеризуйте основные денежные агрегаты.
  20. Как достигается равновесие на денежном рынке?
  21. Какое место в денежной системе занимает банк? Какие операции он проводит?
  22. Раскройте сущность денежного мультипликатора.
  23. Какими основными инструментами располагает денежно-кредитная политика?

 

4 Международные экономические отношения

Международные экономические отношения. Международная экономическая интеграция. Международное движение капитала. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс.

Студент должен знать: сущность международных экономических отношений и формы международной интеграции.

уметь: анализировать в общих чертах экономическую ситуацию в стране и за рубежом.

владеть: основами экономического анализа

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чемхарактеризуетсясовременноемировоехозяйство? С какимиглобальнымипроблемамисталкиваетсямировоехозяйство?
  2. В какихформахпредстаютмирохозяйственныесвязи?
  3. Раскройтесущностьтеорийабсолютного и относительногопреимущества.
  4. Перечислитеосновныевидывнешнеторговойполитики.
  5. Чтотакоеплатежный и торговыйбаланс?
  6. Перечислитеосновныеэлементывалютнойсистемы.
  7. Раскройтепонятие «валютныйкурс» и механизмегоустановления.

 

ОсобенностипереходнойэкономикиРоссии

Экономическаяреформа в России. Приватизация. Структурныесдвиги в экономике. Формированиеоткрытойэкономики.

Студент должен знать: особенности различных типов строения рынка;роль государства в стабилизации экономических отношений.

уметь: анализировать в общих чертах экономическую ситуацию в стране и за рубежом.

владеть: основами экономического анализа

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чемзаключаютсяпроблемыперехода к рыночнойэкономике? Какиеосновныеэтапыпереходавыделяют?
  2. Чтотакое «разгосударствление» и «приватизация»? Почемуэтипроцессыдолжныбылипройти в российскойэкономике?
  3. Почемубольшаярольотводитсяразвитиюмалогобизнеса?
  4. Какиецелипреследоваластруктурнаяполитика?
  5. Каковарольвнешнеэкономическихсвязей?
  • Вопросы для зачета
  1. Основные школы и направления экономической теории
  2. Предмет экономической теории
  3. Методы изучения экономических явлений
  4. Структура и функции экономической теории
  5. Спрос и факторы, на него влияющие
  6. Предложение и факторы, на него влияющие
  7. Рыночное равновесие
  8. Эластичность спроса и предложения
  9. Перекрестная эластичность спроса
  10. Общая характеристика и понятия рынков факторов производства
  11. Рынок труда
  12. Рынок капитала
  13. Рынок земли
  14. Предпринимательство как фактор производства
  15. Кривая производственных возможностей
  16. Издержки предприятия, их виды и состав
  17. Динамические характеристики издержек предприятий
  18. Выручка и прибыль предприятия
  19. Минимизация издержек при выборе и использовании факторов производства
  20. Понятие экономической конкуренции, ее необходимые условия и виды
  21. Совершенная (свободная) конкуренция
  22. Монополия: место и роль на рынке. Антимонопольное регулирование
  23. Монополистическая конкуренция
  24. Олигополия
  25. Общее равновесие в экономике
  26. Неравенство доходов и его причины
  27. Показатели дифференциации доходов
  28. Основные направления экономической деятельности государства
  29. Сущность и структура национальной экономики
  30. Система национальных счетов
  31. Валовой внутренний продукт
  32. Методы расчета ВВП
  33. Чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход
  34. Номинальный и реальный ВВП
  35. Цели и методы проведения стабилизационной политики
  36. Безработица, уровень безработицы
  37. Инфляция
  38. Показатели расчета уровня инфляции
  39. Понятие финансов
  40. Принципы организации финансовой системы
  41. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. Государственный долг
  42. Понятие налогов, налоговой системы
  43. Классификация налогов
  44. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства
  45. Деньги и их функции
  46. Денежная система. Денежные агрегаты
  47. Закон денежного обращения Фишера
  48. Кредитно-банковская система
  49. Денежный мультипликатор
  50. Денежно-кредитная (монетарная) политика
  51. Инструменты денежно-кредитной политики
  52. Мировое хозяйство. Глобализация
  53. Мировой рынок. Международное разделение труда
  54. Виды внешнеторговой политики
  55. Торговый и платежный баланс
  56. Валюта, конвертируемость валюты, валютный курс
  57. Характеристика стран с переходной экономикой
  58. Варианты реформирования экономики
  59. Этапы постсоциалистической трансформации экономики
  60. Финансовая стабилизация

 

1.4 Вопросы и задания для контрольных работ

1.Теоретический блок

В теоретический блок входят 60 вопросов для зачета

2.Практический блок

  1. В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли.

Цена, ден.ед.

Объем спроса (млн. банок в год)

Объем предложения (млн. банок в год)

8

70

10

16

60

30

24

50

50

32

40

70

40

30

90

а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы.

б) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8-ми ден.ед., что характерно для данного рынка - излишки или дефицит? Каков их объем?

в) Если равновесная цена на банку фасоли составит 32 ден.ед., что характерно для данного рынка - излишки или дефицит? Каков их объем?

г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

д.) Рост потребительских расходов повысит потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

 

62.Спрос на товар задан функцией QD = 8 –2P, предложение функцией QS = 4P + 2. Определить равновесную цену и количество товара.

  1. Спрос на товар задан функцией QD = 12 –3P, предложение функцией QS = 6P + 3. Определите равновесную цену и количество товара.

 

 64.Цена товара Х выросла со 100 до 200 руб., в результате спрос на товар У повысился с 2000 до 2500 шт. Рассчитайте перекрестную эластичность спроса. Являются ли товары Х и Увзаимодополняемыми или взаимозаменяемыми?

 

65.При увеличении цены одного товара со 100 до 120 руб., объем продаж другого товара вырос с 500 до 1000 ед. Определить коэффициент перкрестной эластичности. Являются ли товары Х и Увзаимодополняемыми или взаимозаменяемыми?

 

66.Функция  спроса  и предложения для некоторого товара имеют  вид QD= 70 – 0,4P, QS = - 50 + 2P. Определите величину расходов правительства, необходимых для поддержания равновесия на рынке по фиксированной цене: а) 60 руб.; б) 40 руб.

 

67.На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20кокосов, либо 10 черепаховых яиц.

1.Начертите кривую производств возможностей экономики этого острова.

2.Найдите точки на графике и определите эффективный и неэффективный варианты производства для кривой по задания №1: а) 2 кокоса и 20 яиц;   б) 40 кокосов и 30 яиц;   в) 140 кокосов и 70 яиц.

3.Предположим, что на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно собирают 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинется кривая производственных возможностей экономики этого острова.

 

68.В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

   а) Начертите кривую производственных возможностей

   б) рассчитайте альтернативные издержки производства  минометов по данным таблицы.

   г) Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меняются)?

Варианты

Тракторы

Минометы

 

Альтернативные        издержки 

A

7

0

-

B

6

10

-

C

5

19

-

D

4

27

-

E

3

34

-

F

2

40

-

G

1

45

-

H

0

49

-

 

 

70.По имеющимся данным определите общие, средние постоянные, средние переменные, средние общие, предельные издержки; общий и предельный доход; прибыль. Укажите оптимальный объем производства

Q

 

TFC

 

TVC

 

PQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

200

 

 

-

130

158

282

408

537

670

808

949

1095

1250

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71.Рассчитайте и начертите кривые средних (постоянных, переменных, валовых) и предельных издержек.

Кол-во изделий, тыс. шт.

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие издержки, млн. р.

9

17

24

30

37

45

54

65

 

  1. Компания производит и продает один товар, переменные издержки на единицу которого составляют 80 тыс. рублей. Товар продается по цене 100 тыс. руб. за 1 шт. Постоянные издержки фирмы составляют 200 млн. руб. Какое количество товара должна продать фирма, чтобы получить 20 млн. рублей прибыли?

 

73.Заполните таблицу

Количество

Цена

Постоянные издержки

Переменные издержки

Общие издержки

Предельные издержки

Средние постоянные издержки

Средние переменные издержки

Средние общие издержки

Общая выручка

Прибыль

Предельный доход

Средний доход

Q

P

ТFC

ТVC

TC

MC

AFC

AVC

ATC

TR

Прибыль

(TR-TC)

MR

AR

0

2

6

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

6

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

6

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2

6

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

2

6

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

2

6

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2

6

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2

6

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

2

6

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

2

6

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

2

6

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фирма "Рога и копыта" производитбижутерию (тыс. штук в год) и действуетнарынкемонополистическойконкуренции. Предельныйдоходэтойфирмыописываетсяформулой MR = 20 - 2Q, еепредельныеиздержки в долгосрочномпериоде (навозрастающемучастке) — формулой МС = 3Q- 10. Еслиминимальноезначениедолгосрочныхсреднихиздержек (АС) составляет 11, токаковбудетизбытокпроизводственныхмощностей у этойфирмы?

 

75.Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции:

Q

0

12

30

52

70

81

90

94

95

ТС

25

50

75

100

125

150

175

200

225

Р = 2 ден. ед. Найти АТС, МС. Построить графики АТС, МС, Р. На графике найти Qmin.; Qmax.; Qopt., размер прибыли в точке оптимума.

 

  1. На основании следующих данных постройте кривую Лоренца

Группы семей, по 20 %

низшая

вторая

третья

четвертая

высшая

Доходы,  %

2

8

10

15

65

Какие мероприятия государства в области социальной политики могли бы приблизить кривую Лоренца к линии абсолютного равенства? К линии абсолютного неравенства?

  1. По данным таблицы рассчитайте:
  • Объем ВНП по потоку доходов,
  • Объем ВНП по потоку расходов,
  • Объем ЧНП,
  • Объем НД.

Счет

Млрд. долл.

1

Нераспределенные прибыли корпораций

10

2

Чистый экспорт

20

3

Дивиденды

105

4

Налоги на прибыль корпораций

150

5

Государственные закупки товаров и услуг

1000

6

Доходы от индивидуальных вложений

340

7

Процент

400

8

Арендная плата

65

9

Валовые частные внутренние инвестиции

650

10

Заработная плата наемных работников

3000

11

Косвенные налоги на бизнес

400

12

Объем потребительского капитала

500

13

Личные потребительские расходы

3300

 

  1. Рассчитайте дефлятор ВНП, если были произведены яблоки, апельсины, бананы в количестве 100, 75, 50 т. соответственно, и проданы по цене 100, 150, 75 у.е. за кг. В прошлом году цены были: 60, 90, 80 у.е. за 1 кг.соответственно.

  1. Численность населения составляет 150 млн. чел., в том числе дети до 16 лет - 22 млн. чел., лица, находящиеся в длительной изоляции 5 млн. чел., пенсионеры 20 млн. чел., безработные 10 млн. чел. Определите величину рабочей силы и уровень безработицы.

  1. Имеются следующие данные: численность занятых 100 млн. чел. численность безработных 10 млн. чел.

а) рассчитайте уровень безработицы

б) месяц спустя 2 млн. чел. имевших работу были уволены. 1 млн. чел из числа безработных прекратили поиски работы.  Определите  новый уровень безработицы.

 

  1. Определитепо данным таблицы.

а) Скорость обращения денег за указанные годы на основе М1 и М2.

б) В каком из этих случаев скорость обращения денег более стабильна? В млрд.долл.

год

М1

М2

номинальный ВНП

год

М1

М2

номинальный ВНП

2001

187,4

350,0

816,4

2004

270,5

571,4

1359,3

2002

209,0

392,5

963,9

2005

295,2

664,7

1598,4

2003

234,0

471,9

1102,7

2006

338,5

809,5

1990,5

 

82.В данный момент обыкновенная акция имеет курсовую стоимость 20 тыс. руб., ожидаемый дивидент – 10 тыс. руб. Ставка банковского процента составляет 50% годовых. Какой из объектов вложения можно порекомендовать инвестору, ориентирующему на краткосрочное безопасное вложение средств: покупку акций или хранение денег в банке?

 

  1. Используя данные таблицы:

А) постройте график спроса на деньги,

Б) объясните, почему кривая общего спроса на деньги никогда не пересекает ось ординат,

В) объясните, почему при высокой процентной ставке кривая спроса на деньги почти вертикальна.

Денежная масса в обращении

3

5

7

9

11

13

Процентная ставка

12

10

8

6

4

2

 

  1. Спрос и предложение на некоторый товар описываются уравнениями QD = 2500-200P. QS = 1000+100P, где

Q – количество данного товара;

Р – его цена

Вычислить параметры равновесия на рынке данного товара

 

  1. В таблице представлены данные по затратам производства товара

Объем выпуска, шт

0

1

2

3

4

5

6

Общие издержки, руб.

105

115

130

140

150

175

200

Рассчитайте для каждого объема производства:

- общие постоянные;

- общие переменные;

- средние общие;

- средние постоянные;

- средние переменные издержки.





ИЛИ