Описание
Содержание
1. Теоретическая часть
1.1. Этапы становления психологии как науки
1.2. Этапы становления педагогики как науки
1.3. Основные источники научного психолого-педагогического знания.
1.4. Определение предмета изучения психологии
1.5. Определение предмета изучения педагогики
1.6. Взаимосвязь двух наук. Их место в системе наук
2. Практическая часть
2.1. Психологическая задача 1
2.2. Психологическая задача 2
Список литературы
16 стр.
Фрагмент
2.1 Психологическая задача 1
Психологи-идеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.
Докажите, почему принципиально невозможно познание психических явлений только с помощью самонаблюдения.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Научно обоснованным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.
К основным недостаткам метода наблюдения относится то, что установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность точных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
Таким образом, невозможно в полной мере познание психических явлений только с помощью наблюдения. Наблюдение, сохраняя свое значение, должно дополняться другими методами исследования. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов. Организационные методы включают: сравнительный метод, лонгитюдный метод (многократное обследование), комплексный метод. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкета, и т.д.), анализ продуктов деятельности, биографический метод. Метод обработки данных: количественный и качественный. Метод коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.1