Контрольная работа на тему: «Классические подходы к вниманию» 8756

Описание

Оглавление

  1. Определение и критерии внимания.
  2. Классификация видов рассеянности.
  3. Ошибки внимания.
  4. Свойства внимания: объем, интенсивность, селективность, распределяемость, переключаемость, концентрация, устойчивость, аккомодация, инертность.
  5. Метафоры внимания.
  6. Моторные теории внимания.
  7. Физиологические теории внимания.
  8. Проблема внимания в гештальтпсихологии.
  9. Исследование внимания в когнитивной психологии.
  10. Селективные модели внимания.

Список использованной литературы.

24 стр.

Фрагмент

1. Определение и критерии внимания.

Внимание — осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохра­нение постоянного контроля за их протеканием.

В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

1. Внешние реакции — моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечиваю­щие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.

2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он свя­зан с организацией деятельности и контролем за ее выпол­нением.

3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В дан­ном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнима­тельным».

4. Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть посту­пающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.

5. Ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Этот субъективный критерий был выдвинут в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделялось на фокальную область и периферию. Единицы фокальной об­ласти сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания периферии со­знания ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной фор­мы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.

Исторически внимание принято определять как направленность и сосредоточен­ность сознания на определенных объектах. Это определение носит на себе явный от­печаток той эпохи, когда психология была «наукой о сознании». Сегодня определять внимание через сознание не совсем корректно, поскольку само сознание является еще более неясным психическим феноменом, который трактуется психологами совершен­но по-разному.

Не все феномены внимания связаны с сознанием. Замечательный русский психо­лог Н. Н. Ланге разделил объективную и субъективную стороны внимания. Он пола­гал, что в нашем сознании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от кото­рого психические явления темнеют или бледнеют, все менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данно­го представления в данный момент времени: субъективно же это значит быть сосредоточенным на этом впечатлении [7: т.3: 165].

В рамках различных подходов психологи сосредоточиваются на тех или иных про­явлениях внимания: на вегетативных реакциях селекции информации, контроле за выполнением деятельности или состоянии сознания. Однако если попытаться обоб­щить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению: внимание — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избиратель­ных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием [10: 65].

Литература

  1. Веккер, Л. М. Психические процессы. В 3-х томах. – Т. 2. Мышление и интеллект. – Л., 1976.
  2. Гамезо, М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Деятельность и внимание // Психология внимания / Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005.
  4. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания./ Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов В.Я. М.: МПСИ, 2002.
  5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей./ В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, I999.
  6. Комарова Т. К.Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 124 с.
  7. Ланге Николай Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров— 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. СПб.,2000.
  9. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.
  10. Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 480

Задать вопрос

Задать вопрос