Фрагмент
Введение
Современное состояние рыночной экономики характеризуется наличием кризисных ситуаций, вызванных как мировым финансово-экономическим кризисом, так и процессами формирования различных конкурентоспособных рыночных структур, возникновением противоречивых экономических интересов и отношений, способствующих развитию кризисных ситуаций на отдельных предприятиях.
Это связано с тем, что некоторые предприятия не смогли адаптироваться и работать в новых условиях хозяйствования, а некоторые, уже осуществляя хозяйственную деятельность в новых условиях рынка, не избежали кризисной ситуации из-за непостоянства и непредсказуемости внешней среды. Поэтому актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе экономического развития страны встает проблема управления финансово нестабильными предприятиями, обусловливая необходимость исследования методологии формирования эффективной системы антикризисного управления, которая позволит не только преодолеть кризис и предотвратить возможность его возникновения, но и обеспечить стабильное развитие и функционирование предприятия в будущем.
Изменчивое внешнее окружение строительных предприятий повышает спрос на опыт и знания в области управления этой системой.
Анализ состояния отечественной экономики показал, что значительное количество строительных предприятий не смогло адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Это стало одной из причин того, что большая часть предприятий строительного комплекса России является убыточной. В условиях высокой конкуренции и динамичности внешней среды особую важность приобретают вопросы обеспечения устойчивого развития и снижения рисков. Таким образом, в России возникла объективная необходимость развития антикризисного управления предприятиями.
Антикризисное управление — это совокупность управляемых процессов, направленных на предупреждение кризиса или преодоления кризиса предприятия, соответствующая целям организации и объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление, как и любая другая деятельность, является успешным, если при его осуществлении ориентируются не на достижение временных эффектов, а ставят целью формирование устойчивого позитивного положения предприятия на рынке. Своевременно разработанная и реализованная с помощью антикризисной программы концепция способствует прекращению развития кризисных процессов, восстановлению потенциала строительной организации и формирования конкурентоспособных преимуществ.
Общие проблемы управления организацией в условиях кризиса достаточно широко освещены в специальной экономической литературе.
Среди них выделяются работы российских и зарубежных авторов И. Ансоффа, А.П. Градова, А.Г. Грязновой, С.Е. Кована, Э.М. Короткова, А.И. Кочетковой, Б.И. Кузина, В.Н. Онучина, А.Н. Ряховской, В.А. Светлова.
Вопросы о роли и месте маркетинга в управлении процессами нестабильного развития организаций затрагиваются в работах А.А. Бравермана, А.Г. Галеева, Е.П. Голубкова, С.В. Карповой, К.Л. Келлера, С.М. Ковалева, Э.М. Короткова, Ф. Котлера, Л.П. Мокровой, Р.М. Рауфа, И.М. Синяевой.
Изучение вопросов влияния маркетинга на финансовые показатели организации в большей степени рассматриваются зарубежными авторами, однако в последние годы данную тематику изучают и отечественные ученые.
Наиболее заметными являются научные труды таких авторов как А.Дамодаран, П. Дойль, М. Джефри, Р. Каплан, Дж. К. Левинсон, О. К. Ойнер, Т. Раст, Р. Сривастав, Д. Траут, Д.Ульрих.
Цель исследования: определить и охарактеризовать пути совершенствования антикризисного управления деятельностью строительного предприятия.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Осуществить анализ теоретических основ антикризисного управления в строительстве.
2. Выделить этапы, возможности, проблемы и технологии возникновения кризисов в управлении строительными предприятиями.
3. Изучить роль маркетинга в системе антикризисного управления.
4. Разработать, научно обосновать и внедрить антикризисную программу управления в деятельность строительной организации ООО «Космос».
5. Разработать рекомендации руководителям ООО «Космос» по выходу из кризисных ситуаций.
Объектом исследования в работе является ООО «Космос» а предметом исследования — антикризисное управление строительного предприятия.
Научная гипотеза данного исследования заключается в том, что оценка финансового состояния и определение основных стратегических направлений финансового оздоровления строительных предприятий будет способствовать их эффективному развитию и повышению роли в экономике региона в условиях финансового кризиса.
Теоретической и методологической основой данного исследования выступают работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки финансового состояния организаций, их финансового оздоровления, исследования по формированию и реализации финансовой стратегии организаций, антикризисного регулирования и предотвращения банкротства.
Для обоснования выдвинутых положений применялись методы логического и экономического анализа, системного, статистического, сравнительного анализа, метод графической интерпретации; использованы справочные, статистические и нормативные материалы по исследуемой проблематике.
Научная новизна работы заключается в обосновании теоретико-методических основ антикризисного управления строительных организаций и разработки направлений их финансового оздоровления.