Дипломная работа на тему: «Межличностные отношения подростков» 73803

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

1.1 Степень разработанности проблемы исследования межличностных отношений подростков

1.2 Понятие, виды, механизмы, факторы межличностных отношений подростков

1.3 Методы диагностики межличностных отношений подростков

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

2.1 Психологическая характеристика уровня межличностных отношений подростков

2.2 Психологические корреляты межличностных отношений подростков

2.3 Анализ практики развития  взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми

2.4 Рекомендации к развитию межличностных отношений подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

74 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психи­ки, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через обще­ние с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

Подростковый возраст является тем периодом жизни человека, когда во­просы межличностных отношений ставятся особенно остро. Группа сверстни­ков становится для подростка той средой, в которой он пытается реализовать свои потребности и способности. Один ищет подкрепления самоуважения, при­знания своей человеческой ценности, другому нужна эмоциональная соприча­стность с группой, третий получает недостающую информацию и развивает коммуникативные навыки, четвертый удовлетворяет лидерские потребности.

В подростковом возрасте межличностные отношения имеют свою специ­фику. В этот период теряют свою актуальность отношения с родителями, учи­телями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и лю­бовь.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблему межличностных отношений в психологии рассматривали достаточно давно. Так  В. Н. Мясищев разработал теорию отношений, согласно которой отношение личности всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными крите­риями формируются убеждения. А. А. Бодалев разработал закономерности формирования отношений. Я. Л. Коломииский определяет общение как информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе ко­торого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отноше­ния.

В отечественной психологии основы понимания межличностных отношений в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.

В частности Б. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин считают особо благоприятным периодом развития коммуникативной сферы подростковый возраст, являющийся временем активных меж личностных контактов, группового общения, накопления коммуникативного опыта личности. В этом возрасте общение становится ведущей деятельностью, а приобретение навыков социального взаимодействия – одной из важнейших задач развития. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее благополучие и успешность подростка.

Поскольку общение в подростковом возрасте является ведущим видом деятельности, данный возрастной этап сенситивен для развития компетентности в межличностном взаимодействии. В некоторых случаях наличие таких индивидуально-психологических особенностей у подростков, как, например, застенчивость, агрессивность, низкая способность к установлению контакта, оказанию поддержки, пониманию невербальных средств общения, приводит к появлению нарушений коммуникативной сферы.

Возможные нарушения определяют особенности коммуникативной сферы подростков, выражающиеся в трудностях с выбором адекватной реакции на несправедливую критику, обращении к провокационному поведению, наличии негласного запрета на моральную поддержку и проявление искренних чувств, приравнивании разговора о своих переживаниях к проявлению слабости. При выборе коммуникативного поведения для подростка характерными вариантами выступают зависимое поведение, подчинение либо агрессивное провокационное поведение.

Учитывая вышесказанное открытой остается проблема межличностных отношений подростков.

Все, это в совокупности определило актуальность темы нашего исследования «Психологическая характеристика межличностных отношений подростков».

Цель дипломной работы – анализ межличностных отношений подростков.

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть сущность и характеристики понятий «отношение», «межличностные отношения» в психологической науке;
  • рассмотреть социально-психологическую характеристику подросткового возрасту;
  • проанализировать процесс возрастной изменчивости значимых межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте;
  • провести эмпирическое исследование межличностных отношений современных подростков.

Объект исследования – межличностные отношения подростков.

Предметом исследованиям является процесс формирования межличностных отношений подростков в период взросления.

Гипотеза исследования заключается в следующих положениях:

-характеристики межличностных отношений подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, имеют различия между собой по выраженности некоторых показателей;

— межличностные отношения подростков могут быть скорректированы при проведении соответствующей коррекционной работе, в частности использовании тренинга межличностного общения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения  концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского, эпигенетический подход Э.Эриксона к развитию личности, а также положение о интраиндивидуальных свойствах структуры личности как системы ее субъектных отношений к другим и себе, постоянно реализующихся в интериндивидуальном, в связях и взаимоотношениях, проявляющихся в деятельности и образе жизни (Б.Г. Ананьев).

Исследование опирается на культурно-историческое изучение социальной среды как «источнике» развития личности (Л.С. Выготский); значимости рефлексивного отношения к себе в становлении личности (С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе теоретико-методологических аспектов межличностных отношений подростков.

Практическую значимость исследования – в возможности использовать результаты эмпирического исследования и разработанный тренинг в практической деятельности школьных педагогов и психологов, а также для последующего изучения психологических дисциплин.

Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, анализ; диагностические: анкетирование,  социометрическое  измерение  внутригрупповых  отношений  (социометрия Дж. Морено, методика  Сишора на определение  индекса  групповой  сплоченности и  методика Лири. Для определения взаимосвязи показателей были использованы методы математической статистики, в частности  корреляционный анализ по Пирсону.

Структура: работа состоит из  введения, основной части, заключения и списка литературы.

Литература

  1. Абрамова, Г. С. Общая психология / Г. С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2005. – 496 с.
  2. Андреева, Г. М., Богомолова, Н. Н., Петровская, Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
  3. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина / Е. В. Андриенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 264 с.
  4. Архипов В. А., Чаевич А. В. Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи // Сервис в России и за рубежом, 2012.- №3.- С. 50-57.
  5. Большов В. Б. Стратегия жизни молодежи в условиях риска // Официальный сайт Краснодарского университета МВД России. URL: http://www.krdu -mvd ru.
  6. Василенко В. А. Ценность и ценностные отношения / Проблема ценности в философии. — М.: Наука, 1996.- с. 42-59.
  7. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2002. №4. С.74-85.
  8. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Екатеринбург: Науч.-исслед. центр при институте молодежи, 1997. 211 с.
  9. Давыдова К. Д.  Социальная  установка  как  психологический  феномен //Социальная психология и философия. — М., 1995.- С.63-64.
  10. Данилова, Ж.Л. Диалогический подход в педагогическом межличностном взаимодействии / Ж.Л. Данилова / Актуалогенез: эмпирические структуры личности: сб. науч. ст. — Витебск: Изд-во ВГУ имени П.М. Машерова, 2006.-С. 81-84.
  11. Демидова Л.И., Кузнецова А.М. Психологические механизмы развития в группе // В сборнике: Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества Материалы всероссийской научно-практической конференции. -2016. -С. 299-308.
  12. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации — Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112 с.
  13. Духновский, С. В., Овчарова, Р. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Теоретические и эмпирические основы: Монография / С. В. Духновский, Р. В. Овчарова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 277 с.
  14. Ермоленко Л.В., Дюйзен Е.Ю. Развитие межличностных отношений в студенческой группе // Студенческая наука XXI века. -2015.- № 3.- С. 63-65.
  15. Ефимовa Н.С.  Психология  общения:  Практикум  по  психологии:  учеб. пособие  /  Н.С. Ефимова. – М.: Форум: Инфра-М, 2014. – 192 с.
  16. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие / Т.В. Зайцева. — М.: Смысл, 2002. — 116 с.
  17. Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42-51
  18. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи. // СoцИс. 2008. № 7.
  19. Илюхина Г.Ю., Фомина И.А. Межличностные отношения старших и младших курсов на примере студенческого общежития ГАПОУ АПТ // сборник материалов II Региональной студенческой научно-практической конференции с всероссийским участием. -2015. — С. 49-51.
  20. Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа.- М., 1995. С. 95-102.
  21. Ковалев А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СoцИс,. 2003.- № 1.- С. 11-18.
  22. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. -560 с.
  23. Константинова Е. Б. Методические основы изучения жизненных стратегий молодежи // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования. Ч. 1. Екатеринбург, 2006. С. 82-83
  24. Куликов, Л. В. Психология настроения / Л. В. Куликов. – СПб.: Изд-во С. Петербургского университета, 1997. – 234 с.
  25. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение [Текст] / В. Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
  26. Луков В. А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // СоцИС, 2012. — №1. – С. 5-16.
  27. Лунина Ю. В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки //Вестник ОГУ, 2008, №80. – С. 34-38.
  28. Молодежь / Социологический словарь // URL.: http://enc-dic.com/sociology/A/ (дата обращения 16.09.2016).
  29. Островский Э.В. Психология и  педaгогикa:  учеб. пособие  / Э.В Островский.  – М.: Вуз.  учебник, 2005. – 384 с.
  30. Очилдиева Д. Ш. Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 888-890.
  31. Петунин О.В. О диагностике сформировнности познавательной самостоятельности обучающихся // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2010.- № 3.- С. 137-145.
  32. Пить В. В. Методологические основы социологии молодежи // Вестник ТюмГУ, 2009.- №4.- С. 112-118.
  33. Победа Н. .А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // СоцИс. -2007.- № 6.
  34. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности   // Социологические исследования. -1995. №2. -С. 98–104.
  35. Романова, О. В. Формирование коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей средствами педагогических мастерских: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Романова. — Киров, 2010. — 195 с. Петровский, А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды / А. В. Петровский. – М.: Педагогика, 1984. – 272 с.
  36. Рубцова Е. П. «Жизненные стратегии» молодежи: проблемы определения в социологическом дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета.- 2010.- №2. – С. 11-15.
  37. Скaкун В.A. Основы педaгогического мaстерствa: учеб. пособие / В.А. Скакун. – М.: Форум: Инфра-М, 2011. – 208 с.
  38. Титма М. X. Некоторые методологические предпосылки исследования генезиса ценностных представлений молодежи /Воспитание студенчества. — Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1991. -С. 187-228.
  39. Ткаченко Г.А. Развитие групповой сплоченности в школьном коллективе // Вестник Академии права и управления. -2015.- № 40.- С. 210-217.
  40. Ткаченко Г.А., Шкурко Н.М. Оценка эффективности групповой сплоченности в коллективе (описание тренинга) // Журнал гуманитарных наук. -2015.- № 10.- С. 50-57.
  41. Фопель, К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего / К. Фопель. — М.: «Генезис», 2013. — 288 с.
  42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008, 704 с.
  43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение/ Пер. с англ. С. Меленевской. СПб.: Питер Пресс, 2008, 607 с.
  44. Чеботарева Д. Ю. Социокультурные условия формирования индивидуальных жизненных стратегий современного человека  // Известия  вузов.  Северо-Кавказский  регион.  Общественные  науки. Спецвыпуск. Проблемы социокультурной трансформации современного российского общества. Ростов н/Д, 2006.- 512 с.
  45. Чекмарева Т.Н., Федорова С.А. Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии: практикум. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. – С. 12-13.
  46. Черкасова Т. В. О социальных конфликтах молодежи и путях их урегулирования // СoцИс. -2014. -№ 7.- С. 22-28.
  47. Чуканова Т. В. Социальная поддержка молодежи в современном российском обществе: региональные особенности (на примере Алтайского края). Автореф. дисс …канд. социол. наук. Барнаул.- 2006. – 18 с.
  48. Чупров В. И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. В. И. Чупров. М.: Наука, 1992. С. 9-22.
  49. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 544 с.
  50. Шпрангер Э.  Психология  юношеского  возраста//  Педология  юности.- 2010.- 125 с.
  51. Якушевa С.Д. Основы педaгогического мaстерствa  и  профессионaльного  сaморaзвития:  учеб. пособие / С.Д. Якушева. – М.: Форум: Инфра-М, 2014. – 416 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 3600

Задать вопрос

Задать вопрос