Дипломная работа на тему: «Декоративная лепка как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 5384

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

1.2 Возможности декоративной лепки для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

1.3 Формы, методы и приемы развития творческих способностей в процессе практических занятий по декоративной лепке

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Констатирующий этап исследования

2.2 Формирующий этап исследования

2.3 Контрольный этап исследования

Заключение

Список используемой литературы

65 стр.

Фрагмент

Введение

Актуальность исследования. Одной из задач современной системы образования является развитие творческой личности, способной осознанно действовать в различных жизненных ситуациях. В условиях стремительных перемен современности творческая, продуктивная, легко адаптивная личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Реалии современного общества таковы, что устное и письменное эмоциональное общение все чаще заменяется короткими информационными сообщениями, созерцание природы или обсуждение душевных переживаний превращается в отдельные реплики в записях социальных сетей. Овладевая стандартным набором необходимых для потребительского общения фраз, школьники все меньше получают опыта творческой деятельности для выражения чувств и проявления собственной индивидуальности,  эмоционально-ценностного общения, способствующего укреплению гуманистических ценностей (дружба, сочувствие, сопереживание, любовь и др.).

Искусство как особая форма отражения жизни способно воспитывать личность, расширяя представления растущего человека о ценностях и ориентирах в жизни творцов различных эпох и стран. Эта особенность искусства как социального явления легла в основу педагогики искусства как отрасли педагогического знания, объединившей педагогический поиск учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

Сущность понятия «творчество» рассмотрено в трудах таких ученых как Д. Б. Богоявленская, Е.П. Ильин, В.Г. Каменская, В.Н. Козленко, С. И. Макшанов, К. Роджерс, М.А. Холодная,  Н. Ю. Хрящева. Исследование развития креативности, а также выявление динамических показателей процесса ее развития занимает значительное место в трудах Дж. Гилфорда, П. Торренса. Особенности диагностики развития креативности детей и подростков в России  описаны в трудах Е.Е. Туник. Выявлением психологических и педагогических условий развития креативности занимались С.К. Турчак (2007), Д.А. Потапов (2008), Г.Н. Гаврилова (2010). Изучению вопросов влияния социальных условий на развитие креативности посвящены диссертации И.В. Борзенковой (2001) и Н.В. Бибиковой (2004).

Теоретические основы развития художественно-творческой активности детей проанализированы в трудах А. Бакушинского, Е. Берна, Д.А. Дьяченко, Г. Кершенштейнера, М. Лазарева и др.

Методическим аспектам проблемы творческого развития детей в дошкольных учебных заведениях посвящены исследования Г. Беленькой, А. Богуш, Н. Гавриш, А. Кононко, С. Нечай, Т. Парамоновой, Т. Пониманской, В. Рагозиной, В. Сухомлинского и других.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий и методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами декоративной лепки в дошкольном учреждении.

Согласно цели определены следующие задачи исследования:

1. Путем теоретического анализа проблемы развития творческих способностей личности уточнить сущность понятия «творческие способности старших дошкольников».

2. Раскрыть влияние навыков декоративной лепки на процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

3. Определить критерии и показатели развития творческих способностей старших дошкольников в контексте применения средств декоративной лепки, охарактеризовать уровни ее развитости у детей указанного возраста.

4. Теоретически обосновать педагогические условия, разработать методику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной лепки в начальных специализированных художественных учебных заведениях и осуществить их экспериментальную проверку.

Объект исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия и методическое обеспечение развития творческих способностей старших дошкольников средствами декоративной лепки.

Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:

– теоретические методы: изучение, анализ и обобщение специализированной психолого-педагогической литературы с целью уточнения понятийного аппарата, определения критериев и показателей творческих способностей старших дошкольников;

– эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование; применение практически-творческих заданий.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Литература

  1. Астахов, А.И. Воспитание творчеством [Текст] / А.И. Астахов. — М.: Олма-Пресс Гранд, 2003. – 580 с.
  2. Белашов А.М. Как рисовать животных. — М.: «Юный художник», 2002.
  3. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. — М.: Владос, 2004.
  4. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М.: Российская императорская библиотека, 2010. – 992 с.
  5. Бурдейный М.А. Искусство керамики. — М.: Профиздат, 2005 4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003.
  6. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012. — 156 с.
  7. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб: Союз, 2000. – 363 с.
  8. Голубева А.Л. Основы композиции. — М.: Издат.ДОМ «Искусство», 2004.
  9. Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
  10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2002. – 125 с.
  11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.
  12. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
  13. Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. — М.: ТИ Сфера, 2010. — 96 с.
  14. Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. — М.: ТИ Сфера, 2010. — 96 с.
  15. Использование лепки на уроках изобразительного искусства в начальных классах // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 1.
  16. Использование лепки на уроках изобразительного искусства в начальных классах // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 5
  17. Казакова И.С. Учимся рисовать и лепить животных / И.С. Казакова — М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с.
  18. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. — М.: Владос, 2002.
  19. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. — М.: Педагогика, 2011. — 190 с.
  20. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. -М.-2006-189.
  21. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 135 с.
  22. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Сфера, 2005. – 156 с.
  23. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Сфера, 2004. – 213 с.
  24. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2010. — 105 с.
  25. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2009. — 105 с.
  26. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004.
  27. Лебедева Е.Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
  28. Лыкова И.А. «Лепим с папой», «Карапуз-дидактика», 2007.
  29. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
  30. Лыкова И.А. «Морская лепка», «Карапуз-дидактика», 2006.
  31. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
  32. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
  33. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.
  34. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Просвещение, 2007. – 92 с.
  35. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
  36. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. — М.: Искусство, 2009.
  37. Николаева Е.И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006
  38. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. – 1200 с.
  39. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в
  40. Перерва, О.Ю. Понятия «творчество» и его сущность [Текст] / О.Ю. Перева // Успехи современного естествознания. № 7. С. 126-128.
  41. Румянцева Е.Р. «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
  42. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
  43. Садохин А. Мировая художественная культура. — М.: Юнити, 2000.
  44. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.
  45. Сибиркина Е.Н. Изобразительное искусство и художественное конструирование в детских садах Республики Коми. -Сыктывкар. -2006.
  46. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
  47. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н.М. Сокольникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с, ил.
  48. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. [Текст] / Под ред. Н.А. Вершининой. – Архангельск: АГПУ, 2002. — 302 с.
  49. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 2011.- 144 ил.
  50. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. — М., 2005.
  51. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.
  52. Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду [Текст] / Н.Б. Халезова. – М.: Сфера, 2008. – 112 с.
  53. Юлия Карпова. «Холодильник с орнаментом»: к проблеме «национальной формы» в советском прикладном искусстве и промышленном дизайне в послесталинский период // «Неприкосновенный запас». 2011, № 4(78).

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 3600

Задать вопрос

Задать вопрос